ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И УЧАСТИЕ

Проблеме политической культуры и связанным с ней вопросам посвящена весьма обширная исследовательская литература — мно­гие сотни, если не тысячи, наименований. И это притом, что обще­принятого понимания политической культуры до сих пор нет. Каж­дая новая публикация порождает не столько ясность, сколько новые и новые сомнения. Часто приходится слышать горький афоризм: «Если мы не понимаем чего-нибудь в политической системе, то на­зываем это культурой». Многие видные политологи призывают если не полностью отказаться от использования столь двусмысленного понятия, то по мере возможности его ограничить. Тем не менее по­ток публикаций нарастает, что свидетельствует об исключительной важности проблемы.

Дело в том, что ни один политический режим не может себе по­зволить игнорировать отношение к нему подвластного населения. Еще Руссо заметил, что «сильный недостаточно силен, покуда он не смог превратить силу в право, а повиновение — в долг». А отноше­ние людей к политике — это и есть та реальность, которая стоит за понятием политической культуры (несмотря на всю разницу в опре­делениях и подходах, на которой еще предстоит остановиться). По­литически релевантные верования, ценности и эмоции играют слиш­ком большую роль в процессе принятия решений, чтобы политологи могли от них отвлечься. Ясно, что массовая политическая культура часто содержит в себе наивные, устаревшие и просто неправильные взгляды. Например, исследования показали, что подавляющее чис­ло детей в Великобритании считают настоящей правительницей страны королеву, а премьер-министра — ее слугой. Став взрослы­ми, они, конечно, увидят мир по-другому. Однако и для «взрослой» политической культуры страны характерна уникальная живучесть исторически сложившихся традиций и символов (к их числу отно­сится, например, монархия), которые представляют собой основной источник политических настроений. Таким образом, изучать поли-


Политическая куль тура и политическая социализация 101

тическую культуру — значит ответить на вопрос: как понимает себя общество? При этом не имеет значения, является это понимание адек­ватным или нет. И в том и в другом случае оно играет исключитель­но важную роль в функционировании политической системы.