Гражданская культура

Понятие «гражданская культура»было введено Гэбриэлом Ал-мондом и Сиднеем Вербой в одноименной книге, увидевшей свет в 1963 г. и с тех пор находящейся в эпицентре споров о политической культуре. Исследователи, работавшие в бихевиористской традиции, но в то же время находившиеся под сильным воздействием методо­логии М. Вебера, ставили своей целью выделить тип политической культуры, в наибольшей степени способствующий стабильному фун­кционированию и развитию либеральной демократии. Работа ос­новывалась на результатах широкого опроса общественного мне­ния, который в 1959-1960 гг. был проведен одновременно в пяти странах: США, Великобритании, ФРГ, Италии и Мексике.

Действуя вполне в веберовском духе, авторы начали с того, что выделили три чистых типа политической культуры: рагосЫа!'(при-


Гражданская куль тура 10 5

ходская; в российской литературе иногда переводят как «патриар­хальная» или «традиционная», но первое — неправильно, а второе — не совсем точно), 8иЬ]ес( (подданническая,переводят также «субъектная», «объектная», «культура зависимости» и т. д.) и раШараШ (культура участия, или партиципаторная).В приходской культуре знания о государстве, эмоции и суждения о связанных с ним ценностях близки к «нулю»; этому типу свойственны индиффе­рентность, отсутствие ожиданий, аполитичность основной массы населения. Она как бы не отдает себе отчета в существовании госу­дарства, целиком замыкаясь на своей приверженности родной де­ревне, городку, региону. Приходская культура может сразу стать господствующей в молодых государствах (Гана, Заир), но сохраня­ется и в индустриально развитых странах, когда кругозор граждан ограничивается приверженностью «корням». Подданническая куль­тура имеет место тогда, когда государство представляют в основ­ном как источник «спускаемых сверху» норм, которые нужно со­блюдать, и регламента, которому нужно подчиняться: люди либо боятся наказания, либо ожидают благ. Наконец, культура участия предполагает, что центральную власть рассматривают одновремен­но и в плане спускаемых сверху указаний, и в плане возможности идущего снизу участия заинтересованных лиц в процессе принятия решений. Люди уверены, что они могут играть активную роль в политике, хотя саму эту возможность (как и систему в целом) они могут оценивать по-разному.

Основной вывод Алмонда и Вербы состоял в том, что оптималь­ным для стабильной либеральной демократии (в общем подходе к которой они были близки к «плюралистической модели») является такой тип культуры, где превалирует культура участия, однако ее преобладание уравновешивается достаточно распространенными элементами двух других «чистых типов». Эта «смесь» и получила название гражданская культура. Человек — носитель гражданской культуры — активно участвует в политике, чтобы довести свои пред­почтения до сведения правительства, но не настолько втянут в про­цесс принятия решений, чтобы навязывать свою волю властвующей элите. Часто граждане сознательно отказываются от участия, что­бы предоставить руководству значительную свободу маневра.

Исследователями была разработана система показателей, позво­лявших зафиксировать наличие или отсутствие гражданской куль-



Политическая культура и участие


туры. Как «работали» эти показатели? Ограничусь лишь одним при­мером. В специально составленной анкете респонденту предлагалось отметить характеристики его страны, которыми он гордится. Допу­щение Алмонда и Вербы состояло в том, что наличие гражданской культуры предполагает высокий уровень гордости населения за свою страну, и в особенности за ее политическую систему (табл. 5). Этот, а также ряд других опросов позволили ученым прийти к заключе­нию, что наиболее явно гражданская культура была представлена в