Теория консенсуса Р. Михельса

"Реалистическая" линия анализа политических институтов и идеологии классической представительской демократии была продолжена Робертом Михелъсом (1876 - 1936), который как бы объединил и довел до логического завершения идеи, намеченные, во-первых, теориями элит Моски и Парето и, во-вторых, теорией типов господства М. Вебера. Первые две из них дали четкое понимание того, что парламентская демократия, в силу действия так называемого "железного закона олигархии", по сути есть новая модификация власти партикулярных элит (об этом подробно в гл. XIV "Политические элиты"), третья же наметила пути "нейтрализации" парламентаризма с помощью плебисцитарной диктатуры харизматического вождя.

Позитивная программа Р. Михелъса состоит в разработке так называемой "теории консенсуса", создание которой "приходится на последний, итальянский период его творчества (20-30-е годы). В соответствии с этой теорией, система либеральной парламентской демократии, основывавшаяся прежде всего на выборных механизмах представительства и делегирования, в своей подлинной сути глубоко порочна. Развивая известные идеи Руссо, Михельс утверждает, что "выборы - это "внутренняя логическая невозможность". Ибо выборы - это передача воли. Волю же нельзя передать без отчуждения воли" [Михельс Р. Принципиальное в проблеме демократии // Социологический журнал.- 1994.- N° 3.- C.90J.B поиске альтернативы либеральной государственности Михельс обращается к понятию харизматического лидерства и плебисцитарной теории демократии М. Вебера. По мнению Михельса, харизматическое господство основывается на идее согласия (консенсуса) вождя и ведомых масс; это единство не есть некий рациональный выбор, а скорее акт коллективного волевого жертвоприношения. "При харизматическом руководстве масса передает (174) свою волю вождю, сознательно восхищаясь им и преклоняясь перед ним, едва ли не в форме само собой разумеющейся добровольной жертвы, - пишет Михельс, - в то время как при демократии в акте передачи воли сохраняется видимость, будто воля потенциально застывает в руках тех, кто ее отдает" [Там же. - С. 90]. Наиболее полное воплощение качеств веберовского харизматического вождя Михельс увидел в Бенито Муссолини, а итальянский фашистский режим в целом воплотил его альтернативу западным плутократиям - альтернативу, в которой существовало идеальное "господство диктатуры с согласия народа", а "единоположенность вождя и государства" основывалась не столько

на силе власти, сколько на "аплодисментах общественного мнения".