Власть и господство Что такое власть?

Ключевым понятием политической антропологии является термин «власть». Согласно классическому определению, данному Максом Ве-бером (1864—1920) в его труде «Хозяйство и общество»:

власть означает любую возможность осуществлять внутри данных социальных отношений «обственную волю даже вопреки сопротив­лению, независимо от того, на чем такая возможность основана (Weber 1922: 28).

Другие распространенные в социологии, антропологии и политиче­ских науках определения власти также находятся в русле веберовской традиции. Толкотт Парсонс, например, определил власть

как способность принимать и навязывать «решения», которые обя­зательны для соответствующих коллективов и их членов постольку, поскольку их статусы попадают под обязательства, предполагаемые такими решениями. Власть следует отличать от влияния, так как издание обязывающих решений совсем не похоже на меры убежде­ния (Парсонс 1998: 31).

По Мортону Фриду, власть есть способность контролировать кана­лы поведения других лиц и применять санкции (Fried 1967: 13).

Томас Манн в русле веберовской традиции определяет власть как господство, которое лидер может применять к другим лицам (Mann 1986: 6).

В отечественной политантропологической традиции даются схожие дефиниции власти. Так, Л.Е. Куббель определяет власть как волевое отношение между индивидами и группами, обеспечивающее доминиро­вание одних над другими в целях осуществления руководства жизнеде­ятельностью общества (Куббель 1988: 28—29).



Глава 3


Власть и традиционное господство



 


В ряде работ подчеркивается, что для большинства социальных наук термин «власть» имеет столь же фундаментальное значение, что и понятие «энергия» (Rusel 1938; Adams 1975).

Ричард Адаме, создавший энергетическую теорию власти, определя­ет власть как способность контролировать обстоятельства и объекты, представляющие интерес для других (Adams 1975).

Определение Жоржа Баландье также находится в поле энергети­ческих трактовок. Власть определяется им как результат необходимо­сти бороться против энтропии и неупорядоченности (Balandier 1967; 1970: 36).