(Bloch 1967)*. Проблемам престижной экономики феодального общества значительное внимание уделяли и другие ученые.
Раздаривая и раздавая материальные ценности, король поддерживал свой престиж и влияние на подданных. В то же время, принимая королевский подарок, вассал полагал, что он получает и долю священной силы господина. Подаренная вещь нередко становилась предметом особого почитания, амулетом. В ней была сосредоточена толика магического могущества господина. Даже в трудные периоды вассал берег нередко ее как самую большую ценность.
Только в эпоху Возрождения появились иные взгляды на идеального правителя. В знаменитом сочинении Никколо Макиавелли «Государь» (1513) говорится, что правитель не должен быть излишне щедрым, так как это может разорить казну страны и подданных. Если же нет возможности проявлять умеренную щедрость, то больше мудрости, по его мнению, в том, чтобы заслужить популярность скупого, но рачительного властелина.
Таким образом, если в капиталистическом обществе господствуют
вещные связи, то в докапиталистических — личные отношения. Если
исходной «клеточкой» в первом случае является товар, то во втором —
престижная экономика и дар. д