Перераспределенческие функции

Этот канал власти тесно связан с предыдущим, поскольку иерархи­чески организованные сложные общества представляют собой системы с централизованной организацией экономики и, следовательно, цирку­ляция производимого прибавочного продукта и других значимых цен­ностей осуществляется здесь через центр.

Нагляднее всего рассмотреть особенности функционирования дан­ного механизма на примере вождеств, где редистрибуция могла исполь­зоваться: 1) для потребления на традиционных празднествах, что по­тенциально должно было способствовать повышению престижа щедро­го вождя; 2) для затрат на обеспечение различных общественных ра­бот; 3) в качестве страхового фонда для массовых раздач в голодные периоды; 4) для персонального потребления вождя, его домочадцев, слуг и приближенных.

Маршалл Салинз (Sahlins 1958; 1968; 1972; Салинз 2000) и Элман


Сервис (Service 1962; 1963; 1975) рассматривали редистрибуцию как один из самых главных структурных компонентов власти в вождествах. В книге Маршалла Салинза «Экономика каменного века» приводится большое количество цитат из работ многих антропологов, описывав­ших редистрибуцию в различных сложных догосударственных обще­ствах (Салинз 2000: 128-141, 174, 226-233). Воспользуемся одним из описаний, относящимся к вождеству тикопиа в Полинезии.

Снизу к вождю тикопиа течет поток подарков, но и он обязан быть щедрым, во всяком случае в не меньшей степени, чем способен накап­ливать вещи. Щедрость в самом деле была ревностно охраняемой прерогативой вождя: «За вождями признавалось право контролировать большое количество пищи и немалое число ценностей, хранимых в их домах... Но ожидалось, что запасы эти будут использованы во благо народа. Накопления рядовых общинников также должны были разда­ваться другим. Однако такой человек рисковал быть обвиненным се­мействами вождей в фиа пассак — "желании гордиться". Вожди следи­ли, чтобы он не попытался узурпировать некоторые из их привилегий. В истории тикопиа имеются прецеденты, когда вожди при случае завла­девали добром такого общинника или даже убивали его» (Firth 1950: 243). Короче говоря, вожди тикопиа обычно не терпели, когда другие запускали стартовые механизмы движения к власти (Салинз 2000: 230).

Рассматривая специфику редистрибутивных отношений в вождест­вах, надо иметь в виду, что перераспределение не способствовало кон­центрации богатств и излишков пищи у элиты автоматически. Обога­щение вождей и их окружения осуществлялось опосредованно, только через увеличение престижа вождей путем организации разного рода массовых раздач. Раздавая общественный продукт от своего имени, вождь повышал тем самым свой престиж, а общинники, получая дар, вынуждены были отвечать ответными подарками, как правило, превос­ходившими по объему первоначальный дар.

Помимо этого за отправление своих общественных функций вождь пользовался частью коллективного прибавочного продукта для личных нужд, для обеспечения домочадцев и слуг и для «расходов на предста­вительство». Первоначально такие расходы были невелики. Но аппетит приходит во время еды. Со временем запросы становились все больше и больше. В некоторых самых развитых предгосударственных иерархи­ческих структурах правители могли себе позволить, что называется, без зазрения совести залезать в общественный карман и использовать про­изведенный народом продукт исключительно на собственные нужды.

Так, например, в вождествах африканских банту (у свази, тсвана, венда) общинники также делали подношения своему вождю. Кроме этого, они обрабатывали специальные поля, урожай с которых шел на пропитание правителя. Важно отметить, что дары, как и все остальное, чем распоряжался вождь, считались общественным достоянием. По