Власть и энергия

Данное сопоставление не простая метафора. Из физики известно, что все системы существуют за счет обмена энергией с внешним миром. Это совершенно справедливо и в отношении человеческих групп и куль­тур. Известный американский антрополог-неоэволюционист Лесли Уайт показал, что вся история человеческой культуры есть процесс расширения объемов и источников используемой людьми энергии (White 1949).

Ричард Адаме полагает, что дефиниция власти вытекает из Перво­го и Второго законов термодинамики, правда, он оговаривается, что сама власть имеет не физическую, а культурную и психологическую природу. По Адамсу, любое стабильное человеческое сообщество явля­ется открытой энергетической системой, которая обменивается энерги­ей с внешней средой и преобразует эту энергию. Любая система стре­мится к уменьшению внутренней энтропии. Лучше это получается у тех систем, которые оптимизируют механизмы хранения и использования потоков энергии. Концентрация власти в руках немногих способствует лучшей «энергетической адаптации» сообщества к внешней среде.

Начиная с появления вождеств, контроль над энергией принимает иерархически централизованный, отделенный от широких масс харак­тер. Централизованная организация перераспределения является энер­гетической основой стратификации в вождестве. Вождь независим в принятии решений, хотя источники и функции его власти ограничены. Для закрепления данных принципов общественной структуры исполь­зуются механизмы сакрализации правителя, передачи власти по наслед­ству, ограничения доступа к управлению на основе эндогамии. Далее по мере усовершенствования средств контроля энергетических потоков расширяются и объемы, и способы воздействия власти (Adams 1975).

Сущность власти'^■;'

Что общего и наиболее существенного во всех этих и других опре­делениях? Во-первых, противопоставление между объектом и субъек­том властных отношений. Во-вторых, доминирование субъекта власти


над объектами, навязывание другим лицам своей воли. В-третьих, целью власти является осуществление тех или иных решений, часто обусловленных потребностями управления человеческим коллективом. Следовательно, власть — это не только ограничение воли других лиц, но и важная регулирующая константа функционирования любого социаль­ного организма.

Однако у власти есть еще одна, до настоящего времени недоста­точно изученная составляющая — мотивы влечения людей к власти. Многие ученые (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Н.К. Кольцов, Б. Рас­сел и др.) полагают, что в людях заложено врожденное стремление к власти, в немалой степени обусловленное различными психически­ми факторами (подавление либидо, комплекс неполноценности и проч.). По всей видимости, эта точка зрения не лишена некоторых оснований, поскольку действительно жажда власти является важной психологической потребностью немалого числа индивидов. Широко известны, например, слова Н.С. Хрущева, сказанные им уже после своего снятия: «Пресытиться можно всем: едой, женщинами, алко­голем; только обладание властью есть величайшее из удовольствий, чем ее больше, тем больше хочется» (цит. по: Восленский 1991: 115— 116).

Можно посмотреть на этот процесс и под несколько иным углом зрения. Людям свойственны не только жажда власти, но и стремление к накоплению собственности и улучшению собственных условий суще­ствования, желание престижа и славы у современников, влечение к знаниям, открытиям и творческой деятельности. Все это различные формы как осознанного, так и неосознаваемого стремления людей к активной деятельности, нацеленной на реализацию какой-либо цели. Для обозначения этого практически еще не изученного феномена Л.Н. Гумилев предложил использовать термин «пассионарность» (Гумилев 1989).

Какое место среди перечисленных человеческих страстей занимает именно власть? Этот вопрос едва ли может быть когда-нибудь одно­значно интерпретирован. Однако необходимо помнить, что во все ис­торические периоды потребность людей властвовать являлась важной составляющей формирования сложных иерархических общественных систем, и в этом смысле она выступала значимым субъективным фак­тором политической эволюции.