Контроль над обменом и торговлей

Ограничение доступа к внешнеторговой деятельности — это универ­сальная черта поведения, характерная как для надлокальных первобыт­ных обществ, так и для ранних государств (Webb 1975; Ekholm 1977; D'Altory, Earle 1985; Brumfiel, Earle 1987; Шнирельман 1988; Kipp, Schortman 1989; Claessen 2000 и др.). В выборке из 19 вождеств и ран­них государств только в двух политиях внешнеторговая деятельность не была признана существенной (Claessen, Skalnik 1978). Право на внеш­ний обмен ограничивалось, как правило, только правителем общества или же главами общин или линиджей, как в знаменитой куле у троб-рианцев, подробно описанной Малиновским. Это давало вождям допол­нительные возможности для привлечения сторонников и делало разрыв в статусе между «слугами общества» и простым народом еще более ощутимым.

Существует немало различных моделей, демонстрирующих то, как внешняя торговля могла вести к развитию власти. Одна из наиболее часто цитируемых гипотез — концепция «африканского способа произ­водства» французской исследовательницы К. Кокри-Видрович. В ходе второй дискуссии об азиатском способе производства Кокри-Видрович выступила против отнесения африканских обществ к модели азиатско­го способа производства. Типичный вариант сложения восточной дес­потии — от ирригации к тотальному государству — по ее мнению, для Африки был невозможен. Что же тогда способствовало созданию госу­дарственности на Черном континенте? Кокри-Видрович полагает, что фундамент данного способа производства составляла монополия эли­ты на внешнеторговый обмен с более развитыми европейскими обще­ствами. Вожди и цари поставляли европейцам рабов и слоновую кость.


За это они получали огнестрельное оружие и предметы престижного потребления. Получив импортные товары, они распределяли их среди общин — именно на этом держалась власть правителей африканских вождеств и ранних государств. Основные положения данной гипотезы были опубликованы в 144-м номере журнала «La Pansee». Данная статья часто цитируется, однако впоследствии ни сама автор оригинальной гипотезы, ни другие исследователи не пытались развивать данные по­ложения.

Еще одна модель посвящена изучению того, как торговля влияла на становление архаической государственности в древней Месопотамии. На примере юго-западного Ирана Г. Джонсон и Г., Райт попытались показать, что приток кочевников из-за нагорных районов вызвал интен­сификацию обмена между номадами и земледельцами. Кочевники поставляли земледельцам продукты скотоводческого хозяйства, полу­чая взамен сельскохозяйственную продукцию и керамику. Это стиму­лировало развитие земледелия и соответствующих видов ремесла у оседлых жителей. Постепенно формируется торговая сеть, в местах сосредоточения обмена развивается административная власть. Наличие институтов власти подтверждается находками печатей, штампов. Власть контролирует потоки товаров и каналы их распределения. Со временем возникают центры пересечения связей более высокого харак­тера, наконец, вся система интегрируется в трех- и четырехуровневую иерархическую систему во главе с крупным городским центром. Нали­чие такого количества уровней позволяет сделать вывод о сложении государства Johnson 1973; Wright, Johnson 1975, Wright 1977; 1978).

В целом исследования антропологов и археологов показывают, что внешнюю торговлю можно рассматривать как один из способов конку­ренции элиты за высокий статус, который приводил к повышению по­зиций более удачливых вождей и к формированию широкой сети ди­настических браков, вассальных и союзнических отношений. Правите­ли, чьи вождества и ранние государства были расположены в стороне от главных торговых артерий, вели войны за возможность контроля ключевых пунктов обмена.

Однако внешнеторговые отношения нельзя рассматривать в качест­ве устойчивого канала повышения власти, поскольку внешний обмен сам являлся нестабильным и был подвержен циклам спада и роста. Хороший пример демонстрирует сравнение юго-восточных испанских вождеств {милъярская культура) с португальскими (культура Вила Нова). Поскольку власть в первых была основана на контроле внутрен­ней экономической деятельности, то они являлись более устойчивыми, чем вторые, власть в которых базировалась на контроле внешнего об­мена и распределении полученных товаров (Earle 1987).

Если обмен и торговля осуществлялись с более развитыми общест­вами, то они интенсифицировали все внутренние процессы в сложных обществах. Но в то же время торговля не являлась ведущим фактором политической эволюции. Она могла способствовать трансформации