Власть и традиционное господство



 


го рационального мышления архаического и традиционного человека*.

Для мифологического сознания характерно то, что человек опери­рует в мыслительном процессе не абстрактными понятиями, а конкрет­ными образами, связанными с личным опытом, с какими-то конкретны­ми ситуациями и ощущениями.

Например, у ряда традиционных народов в языке отсутствуют тер­мины, обозначающие абстрактные числительные («один», «два» и т. д.), но в то же время имеются специальные слова для наименования кон­кретных предметов («одна рыба», «две рыбы», «много рыб», «одна пти­ца», «две птицы» и т. п.).

Будучи не в состоянии установить причинно-следственные связи между событиями, мозг архаического человека воспринимает их в це­лостной форме. В том случае, если комбинация событий получается удачной, человек пытается в дальнейшем их воспроизвести. Так, если перед удачной охотой один из охотников случайно нарисовал на стене пещеры изображение зверя, то это воспринимается как закономерное стечение обстоятельств. Возможно, в дальнейшем это может привести к появлению у данной группы особого обряда, предшествующего охо­те. Охотники рисуют в пещере зверей и воспроизводят с копьями сце­ну охоты на них. Так складываются ритуалы и традиции.

Интересно, что схожим образом возникают ритуалы поведения и у животных. Этологи отмечают, что у многих из них привычка выпол­нять в определенной последовательности определенные действия ведет к образованию закрепленного стереотипа поведения, нарушение кото­рого вызывает у животного панический страх (Лоренц 1994).

В то же время было бы несправедливо рассматривать данные меха­низмы поведения только как характерные для человека прошлых эпох. Схожие поступки присущи и современному человеку. Вспомните, как часто, чтобы не сглазить то или иное событие, мы прибегаем к опреде­ленным магическим процедурам вроде тройного постукивания по дере­ву или выполнения ритуала троекратного бросания щепотки просыпан­ной на скатерть соли или меняем маршрут, когда нам дорогу перебежа­ла черная кошка или попалась женщина с пустыми ведрами, ждем неприятностей в пятницу, 13-го.

Весьма популярны подобные суеверия у представителей тех профес­сий, которые сильно зависят от случайного стечения обстоятельств. Долгие столетия моряки считали, что присутствие женщины на корабле приводит к несчастью. Солдаты убеждены, что в одну воронку снаряд два раза не попадает. Многие спортсмены перед соревнованиями тща-

* Подробно об архаическом и традиционном сознании см.: Боас Ф. Ум первобытного человека. М.; Л., 1926; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Мелетин-ский ЕМ. Поэтика мифа. М., 1976; Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1986; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М, 1972; Он же. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989; Хе'йзинга И. Осень средневековья. М., 1988; Леви-Брюллъ Л. Сверхъестественное в первобытном мыш­лении. М., 1994; Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998, и др.


тельно выполняют те или иные ритуалы. Знаменитый вратарь москов­ского «Спартака» и сборной Р. Дасаев всегда клал перед матчем в угол своих ворот пустую спортивную сумку, которая должна была ему при­нести удачу.

Особенно ярко элементы такого поведения проявляются у детей. Достаточно вспомнить, например, ощущение опасности, с которым дети перешагивают через трещины в асфальте или щели между йлитами на мостовой. Эту особенность детского поведения ярко обрисовал в одном из своих стихотворений автор любимого всеми нами Винни-Пуха А. Милн.

Каким путем достигается поддержание традиций? Через ритуализа-цию поведения, соблюдение определенных правил, которые согласно обычаям должны вернуть течение событий в нормальное русло. Выше уже отмечалась, что часто неосознанно мы выполняем подобные про­цедуры — три раза стучим по дереву, кидаем соль или плюем через левое плечо, чтобы не сглазить, и т. п. Традиционный человек выпол­нял многочисленные обряды, которые с его точки зрения должны были обеспечить благоприятный ход событий. В современных религиях так­же существует сложный комплекс ритуалов, которых должен придер­живаться каждый верующий (молиться, следовать определенным запо­ведям, соблюдать посты и т. д.).

Исходя из этого, понятна логика поведения правителей архаических обществ. Чтобы отвести от своего общества дурные последствия, он должен был соблюдать раз и навсегда установленные (в терминологии Вебера «всегда существовавшие») священные нормы, традиции и риту­алы. Согласно обычаям многих народов благополучие подданных зави­село от правильного выполнения королем возложенных обязанностей («правды короля»). Особое внимание нередко уделялось тому, чтобы король не имел физических недостатков.

В кельтском эпосе, в саге о короле Конайре (Шкунаев 1989: 161— 163), подробно перечисляются гейсы — перечень возложенных на пра­вителя табу, исполнение которых будет способствовать процветанию общества. Любопытно привести их полностью.

> Нельзя обходить тебе Брегу слева направо, а Тару справа налево. ■я Нельзя убивать тебе диких зверей Керны. Каждую девятую ночь не можешь ты покидать предела Тары.

g Нельзя проводить тебе ночь в таком доме, откуда наружу виднел­ся б огонь или свет был заметен оттуда. ■', Три Красных не должны пред тобою идти к дому Красного.

Не должен случиться грабеж при правлении твоем. ■ ц Да не войдет в твое жилище после захода солнца одинокий мужчина цли женщина. < Не должно тебе решать спор двух рабов.

I Когда король Конайре соблюдал гейсы, его народу сопутствовала удача.;



Глава 3


Власть и традиционное господство



 


Всего было вдоволь в стране при Конайре. Семь кораблей при-/л плывали к Инбер Колбта каждый июнь, по колено желудей было f* осенью, в реках Буас и Бойн вволю рыбы в июне, и не случалось ни одному ирландцу тогда погубить другого. Для каждого голос друго-«i го был ласков, словно мелодия арфы. От середины весны до поло­га вины осени не шевелил ветер хвосты скотины, и не бывало в то вре­мя бурь и иного ненастья.

О чем еще только можно было мечтать! Однако стоило королю нарушить несколько запретов, как божественная гармония сменилась неустойчивостью.

Мир царил в Ирландии при Конайре, и лишь два Корпре реша­ли свой спор оружием у Туадмуму. Были там два молочных брата короля, но нельзя было их примирить, если бы не явился сам Конай­ре. Между тем запрещал ему гейс приходить, пока его не позвали. Ведь же пришел он и кончил ту ссору, а потом провел пять ночей с каждым из воинов и снова нарушил гейс.

Разрешив спор, отправился король к Таре. Ехал он туда мимо Ус-неха, что в Миде, и вдруг предстали вокруг разрушения: на юге и се­вере, на востоке и на западе. Увидели король и его люди войска и отряды и обнаженных мужей, и пламенело небо окрест над всей землей О'Нейлов.

—Что это? — молвил Конайре.

—Ясно, что был тут нарушен закон короля, раз уж земля вся объ­
ята огнем, — отвечали ему.

Мир пришел в беспорядок, сменился хаосом. Не кто иной, как демоны окутали мир магическим туманом, ибо нарушил Конайре свои гейсы.