Охотники-собиратели

Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвиж­ный способ существования в пределах определенной территории, сосре­дотачиваясь вокруг зоны расположения ресурсов. Их основу составляли неустойчивые парные семьи. Вся деятельность внутри данных групп осуществлялась, как правило, в рамках семьи на основе половозрастно­го разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины — собирательством и ведением домашнего хозяйства, стари­ки — обучением детей.

Система расселения зависела от характера концентрации ресурсов и внешней опасности. В одних случаях семьи могли проживать отдель­но, периодически собираясь для решения совместных вопросов (распре­деление территорий, совместные обряды и т. д.). В других случаях чле­ны группы могли проживать совместно на общей стоянке. Некоторые формы деятельности предполагали кооперацию семей и временное руководство (например, загонная охота). Ряд дефицитных материалов (соль, обсидиан и т. д.) мог стать объектом торговли на больших рассто­яниях. Благодаря эпизодической кооперации, бракам, периодически про­водимым совместным праздникам и ритуалам, обмену ресурсами, про­дуктами и изделиями складывались сети взаимных обязательств между семьями и группами.

Никаких формальных органов принуждения и контроля в таком обществе не существовало. Во главе группы из некоторого количества семей мог находиться наиболее авторитетный из ее членов — самый опытный или умелый.

Типичным примером данного типа лидерства является г предводитель эскимосов нетсиликов в Американской Арктике инху-о: аматак. В переводе этот термин означает «тот, кто думает». Инху-

аматак руководил коллективными рыбалками и охотами на тюленей ■г и на оленей карибу. Он также назначал время и маршруты ni перекочевок, определял места сезонных стоянок. Его жена часто <> выступала в качестве перераспределителя добычи между семьями.

Однако все решения инхуаматак принимал после длительных согла-.,.• сований со всеми взрослыми мужчинами. По причине отсутствия

сколько-нибудь действенных механизмов формального контроля он


стремился достичь максимального согласия среди всех членов группы. Его влияние было наиболее сильным на молодежь и близких родственников (Файнберг 1986: 219-220)*.

Нередко на предводителя возлагались функции проведения ритуалов и колдовства. Иногда бремя лидерства могли брать на себя шаманы. Гораздо реже общества охотников и собирателей могли возглавляться формальным, иногда наследственным лидером (например, у яруро Вене­суэлы, аборигенов Западной Виктории в Австралии). Но и в этом случае, если наследник не обладал необходимыми для предводительства каче­ствами, главарем группы избирался более подходящий кандидат.

Вследствие низкой плотности населения степень развития конкурен­ции между отдельными индивидами и группами бывает относительно невысока. Однако когда численность населения возрастает и конкурен­ция за ресурсы увеличивается, возрастают как трения между отдельны­ми индивидами, так и столкновения между группами. Чаще всего кон­фликты возникают из-за территориальных разногласий, мщения за убийство или обиды, умыкания женщин.

Внутренние ссоры решались разными способами. Они могли регули­роваться как самостоятельно, без вмешательства третьих лиц, так и путем вовлечения в решение конфликта более авторитетных членов коллектива. К лицу, проявлявшему излишнюю агрессивность либо на­рушавшему сложившиеся нормы, могли быть приняты различные меры воздействия: порицание, насмешки, поддразнивание. У эскимосов, например, вору давали новое имя по названию похищенной вещи. Фи­зическое воздействие также теоретически могло быть одним из мето­дов наказания, хотя необходимо иметь в виду, что доисторические кол­лективы стремились гасить возможные конфликты, чтобы воспрепят­ствовать распаду группы. В самом крайнем случае провинившегося изгоняли из группы.

Исследования последних десятилетий показали значительную вари­ативность политической сложности локальных групп. Одни из них дей­ствительно отличались эгалитарной социальной организацией, равенст­вом всех его членов (африканские бушмены, хадза). Для других об­ществ (например, аборигенов Австралии) было характерно сосредото­чение лидерства в руках взрослых мужчин, развитие внутреннего по­ловозрастного неравенства, наличие у взрослых мужчин монополии на информацию. Впрочем, даже в рамках одной общей модели могли существовать различные модификации. У тех же австралийских або­ригенов периодически встречались лица с яркими лидерскими качест­вами. Они добивались от своих сородичей беспрекословного подчине­ния. Следствием этого могли быть определенные изменения в структу-

* Более подробные сведения о данном типе лидерства можно почерпнуть из многих работ, приведенных в списке литературы (Service 1962; 1963; Sahlins 1968; Аверкиева 1974; Mair 1977; Кабо 1986; Артемова 1987; 1991; 1993;Johnson, Earle 1987 и др.). ,,,