Сущность государства

В политантропологической литературе выделяются два основных подхода к пониманию ранней государственности. Согласно «интегра-тивной» версии политогенеза (Service 1962; 1975) архаическое госу­дарство возникает вследствие организационных нужд, с которыми вождеская организация власти не может справиться. При этом ранне-государственная власть имеет ненасильственный, а консенсуальный характер. Она основана на сакральной (т. е. священной) идеологии. По мнению сторонников «конфликтной» версии политогенеза (Fried 1967), государственность — это средство стабилизации стратифициро­ванного общества от предотвращения конфликтов в борьбе между различными группами за ключевые ресурсы жизнеобеспечения. Эта версия объясняет происхождение государства, исходя из отношений эксплуатации, классовой борьбы, войны и межэтнического доминиро­вания.

С точки зрения интегративного подхода, государство представляет­ся как политическая система с более сложной экономической и соци­альной инфраструктурой. Обычно в число признаков, наиболее ярко характеризующих становление государственности, включаются высо­коразвитое и специализированное ремесло и торговля, крупное мону­ментальное строительство, урбанизация, появление письменности и права.

Сервис рассматривает создание государства с точки зрения «выго­ды», которое оно несет своим гражданам. Он признает, что подданным приходится платить определенную «цену» управителям за то, что они выполняют свои организационные обязанности. Однако Сервис отказы­вается видеть в этой «цене» эксплуатацию, полагая, что выгоды от объ­единения усилий очевидны и превышают плату за услуги. Он мотиви­рует это тем, что ему неизвестны случаи восстаний в ранних государ­ствах (Service 1975). Эти аргументы нашли развитие в концепции «вза-