От первобытности к государству

как самостоятельные субъекты международных политических отно­шений.

Для них характерны зачатки урбанистического строительства (уже хунну стали воздвигать укрепленные городища, а «ставки» империй жужаней, тюрков и уйгуров представляли собой настоящие города), возведение пышных усыпальниц и заупокойных храмов представите­лям степной элиты. В некоторых суперсложных вождествах кочевни­ков элита пыталась вводить зачатки делопроизводства (хунну), в неко­торых существовала записанная в рунах эпическая история собствен­ного народа (тюрки), а некоторые из подобных кочевых империй (в первую очередь Монгольскую державу первых десятилетий XIII в.) хочется прямо назвать государством.

■■■h

'•<■?


* Более подробно о данной концепции см.: Крадин Н.Н. Структура власти в государ­ственных образованиях кочевников // Феномен восточного деспотизма: структура уп­равления и власти. М., 1993; Он же. Кочевые общества в контексте стадиальной эволюции/' Этнографическое обозрение. 1994. № 1; Он же. Кочевничество в цивилизационном и формационном развитии//Цивилизации. М., 1995. Вып. 3; Он же. Имперская конфедера­ция хунну: социальная организация суперсложного вождества//Ранние формы социаль­ной организации. СПб., 2000.


Ты еще не знаешь, как безнадежно само твое дело. л Ты еще не знаешь, что враг не столько вне твоих солдату сколько внутри их.

Глава 5

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ