Традиционализм и модернизация

Политическая антропология имеет большое значение для понима­ния политических процессов в обществах, подвергшихся колониально­му влиянию. Как правило, изучение трансформации политической культуры колониальных и постколониальных обществ осмысливалось либеральными западными мыслителями в рамках различных концеп­ций модернизации. В научном смысле модернизация — это процесс социально-экономического, культурного и политического преобразова­ния традиционного общества в индустриальное, формирования либе­рально-демократических институтов, правового государства и граждан­ского общества.

Экономическая модернизация предполагает существенную интенси­фикацию сельского хозяйства (при значительном сокращении доли занятых в этой сфере), масштабную индустриализацию, развитие транс­портных средств, связи и коммуникаций. В несколько раз повышается рост ВНП на душу населения, формируется рыночная экономика, ко­торая выходит за рамки отдельных стран и приводит к созданию капи­талистической мир-системы.

Изменения в социальной сфере характеризуются развитием урбани-зационных процессов (рост городского населения, формирование инду­стриальных форм культуры), появлением и последующей дифферен­циацией новых социальных групп и классов (пролетариата, мелкого и среднего бизнеса, буржуазии, занятых в сфере обслуживания и т. д.), сокращением разницы в доходах между элитой и массами и в то же время росту горизонтальной и вертикальной мобильности, развитием системы массового среднего и высшего образования, медицинского и социального обеспечения. Как следствие, происходит рост средней продолжительности жизни (с 30-50 до 70—75 лет), увеличивается общая численность населения, изменяется демографическая модель поведе­ния, уменьшается численность семьи.

Культурная модернизация предполагает создание человека иного