Рациональное господство

Данные два типа господства, согласно Веберу, охватывают все сущест­вовавшие в доиндустриальные эпохи отношения господства — подчинения. С периода Нового времени появляется рациональное господство. Послед­нее основано не на священной традиции, личностных связях или вере в ха­ризму правителя, а на внеличностном рациональном выполнении своих обязанностей, определенных рационально установленными законами, ин­струкциями и правилами. Легитимность данного вида господства выража­ется в легальности установленных обезличенных и письменно зафиксиро­ванных норм и предписаний (чиновники лично свободны, назначаются в соответствии с квалификацией, их функции строго разграничены). При­чем если при традиционном господстве законотворчество ограничено свя­щенными устоями прошлого, то при легальной власти формальных огра­ничений для нормотворчества нет, если оно осуществляется в рамках при­нятых обществом правовых процедур.

2. Традиционное господство

Несмотря на то, что традиционная модель является одним из трех самостоятельных «идеальных типов» господства, она чаще всего воспри­нимается как оппозиция более развитой рациональной модели. В сво­ем главном социологическом трактате «Хозяйство и общество», не опуб­ликованном при жизни, М. Вебер рассматривает данный тип господства более подробно (Weber 1922: 130-140).

Самая важная черта традиционного господства заключается в вере в священный характер существующих традиций и правил, «нарушение которых влечет за собой дурные магические или религиозные послед­ствия» (Вебер 1994: 68—69). Для традиционного типа сознания характер­на конкретность и образность мышления, вера в существование сверхъ­естественных сил, которые находятся вне реального мира и в опреде­ленных обстоятельствах могут вмешиваться в отношения между людь­ми или карать их силами природы. Чтобы обеспечить психологически комфортное существование, традиционный человек создает мифологи-ческо-ритуальную идеологию, призванную магическими средствами поддержать природную и социальную гармонию.

Функции по поддержанию порядка возложены на некоторых лиц, которые выполняют их благодаря своим личным сверхъестественным способностям, или же на лиц, имеющих подобные в силу своего проис­хождения способности по наследству. Именно они могут вступать в кон­такты с богами и силами природы и обеспечивать своему народу защиту и стабильное существование.

Традиционным следует называть господство, мыслящееся и зиждяще-