Государственно-управленческая мысль в Древние и Средние века

История развития практики и науки государственного управления исчисляется тысячелетиями. В Египте во времена фараонов для сооружения пирамид и гигантских оросительных систем требовалось огромное количество строительных рабочих. Их использование вызывало необходимость планирования и организация целенаправленной деятельности и контроля ее результатов.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750гг до н. э.) разработал свод законов по управлению государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными группами населения. В этих законах, высеченных на базальтовом столбе и состоящих из 282 статей, были узаконены свидетельские показания, запрещено перекладывать должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установлена оплата работы свободных людей.

Государственно-административное управление в древние века означало:

- сбор налогов с подданных,

- поддержание порядка в обществе,

- организацию и благоустройство городов,

- обеспечение общей безопасности.

Государственно-управленческая мысль в древние времена возникла и развивалась как политическая, политико-правовая мысль. В этот период закладывались теоретические основы понимания роли государственной власти и права, соотношения власти – общества – личности в реализации управленческих решений.

В Древнем Китае философов интересовали вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами людей, между царствами. «Одни напрягают свой ум, - рассуждал Мэн-цзы (IV-III в., - другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает ум, управляют людьми. А те, кто напрягает мускулы, - управляются. Управляемые содержат тех, кто управляет. Таков всеобщий закон в Поднебесной». Сторонниками Конфуция высказалась точка зрения, что в основе управления должен лежать ритуал, обычай, традиция.

Древняя Индия подарила человечеству своего рода учебник, практическое руководство по управлению государством – трактат «Артхашастра». Древнеиндийские мыслители признавали учение о государственном управлении «единственной наукой», ибо с ней связаны начала всех наук, оно «исследует верную и неверную политику, приносит пользу людям, укрепляя дух в бедствии и в счастье и давая умение рассуждать, говорить и действовать». Наука о государственном управлении объяснялась как средство «для обладания тем, чем не обладаем, для сохранения приобретенного, для увеличения созданного, и она распределяет среди достойных приращенное добро». Артхашастра содержит практические рекомендации правителям о методах управления людьми, о назначении министров, отборе чиновников на службу, делении чиновников на совершенных, средних, плохих на основе длинного перечня требований. Тракт свидетельствует о зарождении государственно-управленческой мысли.

Проявляется значительный интерес к управлению и в античные времена. Например, Платон в работе «Политик» называет «умение управлять людьми одним «из сложнейших и самых труднодостижимых умений».

Государственно-управленческая мысль в средние века приобрела теологический характер. Она нашла отражение в учениях Святого Августина, Фомы Аквинского.

В период Средневековья в трудах Н. Макиавелли, Ж.Бодена, Т. Гоббса намечается тенденция рассмотрения государства как юридического механизма, обеспечивающего осуществление управленческих и регулятивно-охранительных функций в борьбе с раздробленностью государств на удельные владения. Функции собственно административного управления в этот период концентрировались в границах княжеств, осуществлялись правителями, дворовыми служителями и не регулировались нормами права.