Психологическая теория происхождения государства. Пособие № 2, с. 45.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрей­да и пр. Они связывают появление государственности с особыми свой­ствами человеческой психики: потребности некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способно­стях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и пр. Их магическая сила, психическая энер­гия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и пр.) создавали условия для зависимости сознания членов пер­вобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, при­писываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для «удержания в узде» подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных вле­чений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Го­сударство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных реше­ний, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действи­ям, исполняющей данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказыва­ющий влияние на все социальные институты, и его ни в коем случае нельзя игнорировать.

 

Название и Представители Сущность Недостатки
Теологическая Аквинский, Маритен Возникновение и развитее государства аналогично процессу сотворения мира Богом. Это форма общения, предписанная Богом. Все государи исполнители Божьей воли. Церковь наделяет его правом повелевать людьми и он является главой церкви. Опирается только на веру и обсуждению не подлежит.
Патриархальная Аристотель, Михайловский Государство - продукт естественного развития семьи. Власть главы семьи, патриарха, отца превращается во власть монархическую, которой следует подчиняться как власти отеческой. Патриархальная семья появилась вместе с гос-вом как результат разложения родового строя. Главная функция семьи - воспроизводство; гос-во же для себя такой цели не ставит.
Договорная Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо Государство возникло результате общественного договора (определенное состояние общества), по которому люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. В случае нарушения условий договора, одной из сторон другая имела право на ответные действия: народ — на восстание против деспота, монарх — на наказание виновных   Гос-во как искусственный продукт сознательной деятельности людей. Объективные процессы, приводили к образованию гос-ва. Сомнительно, что различные группы людей, могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур. Несоответствие теории современным научным представлениям о первобытном обществе (война всех против всех, «золотой век человечества»)
Теория насилия Ян, Гумплович, Каутский Гос-во — результат завоевания одной части общества другой. Гос-во трактуется как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Согласно теории внутреннего насилия гос-во результат насилия в целях подчинения меньшинства большинству. Гос-во создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства. Теории внешнего насилия объясняли гос-во факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался гос-ый аппарат, принимались нужные законы. Теория опирались на известные исторические факты, когда многие гос-ва появились именно в результате завоеваний одним народом другого, например гражданская война Севера и Юга, приведшая к созданию единого американского гос-ва, и т.д. В истории насилие часто является не причиной, а лишь государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся ране государственных структур.  
Органическая Спенсер, Вормс, Прейс Гос. – организм, постоянное отношение, между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Нельзя механически распространять все закономерности присущие только биологической эволюции на соц. организации, хотя они взаимосвязаны.
Социально-экономическая Историко-материалистическая Маркс, Энгельс, Ленин Возникновение государства есть результат классовой борьбы. 1. Развитие производительных сил (неолитическая революция — переход от присваивающего хозяйства к производящему). 2. Рост производительности труда. 3. Появление прибавочного продукта. 4. Возможность эксплуатации чужого труда. 5.Появление частной собственности. 6. Использование чужого труда родовой верхушкой. 7.Имущественная дифференциация 8.Раскол общества на классы. 9. Классовая борьба. 10. Образование государства. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы Недооценка конкретноисторических и региональных особенностей, а также иных факторов, влиявших на возникновение государства

 

  1. Типология государства.

Типология –учение о больших группах объектов, которые обладают общими для каждого вида признаками.

Тип государства — это совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой.

Два подхода к типологии государства:

1. Формационный подход (в основу определенного типа государства кладется общественно-экономическая формация).

Формация— определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.

Понятие «формация» было введено Энгельсом и Марксом.

Они выделяли три макроформации:

1) архаическая (древняя); 2) эксплуататорская; 3)коммунистическая.

Критерии, по которым определяется формация: наличие частной собственности; наличие классов; отношение этих классов к частной собственности.

В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономических формациях их насчитывают пять:

1.первобытная,
2.рабовладельческая,
3. феодальная,
4.капиталистическая,
5. коммунистическая


Каждой из формаций соответствует свой, исторический тип государства — совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации.

Типы государств по формационному подходу:

Формация/ /Тип Государства 1.Певобытнообщинная/ государства нет Экономическая основа     Что добывалось, то потреблялось сущность   Ведение общего хозяйства Внутренние функции     На основе мононорм регулируются отношения. Внешние функции     Защита от внешних нападений,
2.Рабовладельческая/ /Рабовла дельческое 1.исторически первая организация общества, в которой произошел распад на антагонистические классы, 2.Полная собственность рабовладельца на средства производства и раба Орудие диктатуры класса рабовладельцев при котором они экономич и политич господствуют Подавление сопротивления рабов, орг общественных работ Защита от внешних нападений, порабощение других народов.
3.Феодальная/ /Феодальное Собственность феодала на: землю, лично зависимых крестьян, орудия труда. Внешнеэкономическое принуждение Орудие ликтатуры феодалов при котором они экономич и политич господствуют Охрана феодаль собственности. Подавление сопротивления крестьян     Защита страны. Захват чужих территорий.
4.Капиталистическая/ /Буржуазное функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталист частной собствен на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров Частная собственность буржуазии на средства производства при личной свободе пролетариата Орудие диктатуры при котором они экономич и политич господствуют Охрана частной собственности, подавление пролетариата, организация функционировани экономики Защита государства от внешней угрозы, борьба за рынок сбыта и вывоза капитала.
5.Коммунистическая/ /Социалистическое появление связыв с осуществ соц революции, + со сломом старой гос машины, + с установлением диктатуры пролетариата. Считалось, что освобождение рабочих от власти капиталистов, приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни Так высшей, фазой социалистического общества станет коммунизм Общественная собственность на средство производства На 1этапе диктатура пролетариата, на 2 общенародное государство Подавление эксплуататорских классов, ликвидация частной собственности, создание социалистической экономики Защита го от интервенции капиталистических стран, экспорт революции за рубеж, создание социалистической системы.

Недостатки формационного подхода:

  1. искусственное деление мировой истории на пять общественно-экономических формаций, где не отражено многообразия конкретно-исторических условий возникновения и развития государства;
  2. только буржуазное государство имеет универсальный характер. Рабовладельческие государства в чистом виде существовали лишь в Древних Греции и Риме, феодальное государство — только в Европе;

3. ограниченность линейным историческим развитием; игнорирование общесоциальной роли государства; отсутствие объяснения различий между государствами одной и той же общественно-экономической формации.

 

2. Цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).

Цивилизация— это и синоним культуры, и уровень развития материальной и духовной культуры, ступень общественного развития, и даже (в некоторых идеалистических теориях) эпоха деградации и упадка культуры.

Виды цивилизаций:

1) локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.);

2) особенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т. д.);

3) древние, средневековые и современные;

4) крестьянские, промышленные и научно-технические;

5) до- индустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

6) мировая (только начинает складываться). Она формируется на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

По территориальному фактору критериями цивилизации являются: территориальное расположение и климат.

А. Тойнби, понимал под цивилизацией относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Первоначально он выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.

Типы государств в рамках цивилизационного подхода:

Первичные цивилизации Вторичные цивилизации
древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской и др. западно- и восточноевропейской, североамериканской и др.
характерна огромная роль государства, определяющего социальные и экономические структуры общества при тесной связи с религией характеризуются отчетливым деление между гос властью и религиозными организациями;  

Виды государств в рамках цивилизационного подхода:

1) По технико-экономическим показателям: государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации;

2) По религиозному признаку: христианские, православные и мусульманские цивилизации.

К недостаткам цивилизационного подхода относят:

- наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств;

- игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство, — принадлежность политической власти