Статья 16

Статья преследует двоеженство, допускаемое язычеством. Слово водит указывает на то, что церковного брака ни с одной из жен, возможно, и не было заключено, обе жены могли быть водимыми (это понятие употребляется в Повести временных лет для обозначения языческих жен), тем не менее такое поло­жение не допускается церковным правом. Предписание а пер­вую держит по закону означает требование оформить брачные отношения, согласно церковному закону, венчанием. Если муж продолжал жить с нею в языческом браке, невзирая на пред­писание церковного суда (а иметь лихо водити ю), его полага­лось казнию казнити.

Применение наказания в виде заключения в церковном доме ко второй жене, именуемой в некоторых списках Устава под-леглой (которая подлеглая — по спискам из собрания Румян­цева и Егорова в ГБЛ), указывает на то, что церковь отстаи­вала принцип единобрачия как в случае заключения церковно­го брака, так и в случае, если языческий брак не был оформлен церковью. Желание супругов жить в полигамном браке расценивалось как преступление. Таким образом, цер­ковь противопоставляла языческому брачному праву институт единобрачия, давая понять, что она признает лишь такие отно­шения между полами, которые построены на основе одной-единственной и почти нерасторжимой связи между мужчиной и женщиной.