Статья содержит указание на виру, знакомую по Русской Правде, которую взимал князь в случае убийства. В ст. 6 Русской Правды Пространной редакции говорится об убийстве во время пира или в ссоре (в своде). Русская Правда не раскрывает вопроса о том, по какому поводу созван пир. Для Русской Правды это неважно; важно то, что законодатель предписывает верви платить виру вместе с убийцей, может быть потому, что вервь должна была бы остановить кровопролитие, но не сделала этого. В Уставе кн. Ярослава ясно конкретизируется род убийств, в разбирательстве которых наряду с князем участвует владыка, соответственно и вира делится между ними пополам. В первую очередь, это убийство во время свадебных боев. Интерес церкви к этим делам обусловливался ее миротворческой миссией и монополизацией вопросов Регулирования брачных отношений. Свадебные бои, являвшие-
185Устав князя
ЯрославаКра 1кая редакция
Памятники
русского права
Вып второй,
с 124-126
Порты
— холсты
из грубой пряжи, одежда
Портищи
— отрезы ткани, необходимые для шитья одежды
Поневы
— лоскут, которым крестьянки окутывали бедра вместо
юбки
Законодательство
Древней
Руси
Русская
историческая
библиотека,
т. VI, стб. 370.
Русская
историческая
библиотека,
т. VI, прилож.,
стб. 95-96.
Смирнов С. И Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912, № XXIV, с. 141, ст. 14 «Покаянья», см. также: Щапов Я. Н Княжеские
уставы и церковь.., с. 283
Памятники
русского права.
Вып. первый,
с. 261, ст. 27.
ся обычной принадлежностью языческих игрищ, не могли не вызвать церковного вмешательства. Именно поэтому в Уставе оговаривается участие епископа (владыки) в судебном разбирательстве и разделе виры. В церковных правилах и поучениях содержатся предписания отказывать в отпевании убитых в таких беззаконных боях. В Поучении новгородского архиепископа Ильи (Иоанна) 1166 г. говорится: И про беззаконный бой вы, попове, уймайте детий своих; или кого убьють, и вы
" 2fifi
над ними в ризах не пойте, ни просфуры приимаите
Правила Владимирского собора 1274 г. запрещают также хоронить убитых в бесовских боях близ церквей: Пакы же уве-дохом бесовськая аше торжаще обычая треклятых елин в бо-жествьныя праздьники позоры некакы бесовьскыя творити, с свистанием, и с кличем, и с воплем съзывающе некьи скаред-ныя пьяница и бьющеся дрьколеем до самыя смерти и възи-мающе от убиваемых порты... Аще и умреть, то над ним не ходять иереи и службы за них да не творять; ни положити их близ божиих церкв26''.
Помимо виры и головничества, о которых не упоминает Устав, но говорит Русская Правда, убийца в драке подвергался епитимий: А по мертвеци дрался ecu — опитемьи 15 дний™.
Огородное бои — А. А. Зимин заменил в тексте Устава это непонятное слово на зговорное269. Но ни один из списков Устава кн. Ярослава не дает к этому оснований. В списках Маркеловского извода Пространной редакции вместо сгород-ное вставлено изгородное (ст. 33), в Румянцевской редакции — огородное, а в остальных употребляется слово сгород-ное или городное (список Е Фроловского извода). Смысл его не ясен.