Философия и пожарно-спасательная деятельность

Анализ природы и сущности философии, ее основных функций показыва­ет, что философское знание профессионально необходимо всём специалис­там государственной противопожарной службы министерства чрезвычайных ситуаций.

Данный вид деятельности, как и всякая частная деятельность, не может быть понята и объяснена из себя самой. Она протекает и развивается в контек­сте жизнедеятельности общества в целом. Этот всеобщий способ жизнедеятельности данного социального сообщества и определяет в решающей степе­ни направленность и содержание деятельности сотрудника МЧС.

Жизнедеятельность человека и общества базируется на определенных мировоззренческих установках, следовательно, и этот вид деятельности, как часть всеобщей жизнедеятельности, также базируется на этих установках.

Из этого общего положения вытекает ряд принципиальных выводов.

Во-первых, для того, чтобы деятельность сотрудника МЧС носила сознательный и целенаправленный характер, он должен иметь осознанные миро­воззренческие и нравственные убеждения. Сформировать эти убеждения при­звана философия.

Во-вторых, все существующие теории данного вида деятельности и профессиональная методология базируются и разрабатываются на основе тех или иных философских принципах. Следовательно, чтобы понять их суть, надо знать те исходные мировоззренческие и философские принципы, из которых они исходят.

В-третьих, деятельность сотрудников МЧС, как уже отмечалось, протекает, как правило, в конфликтной ситуации и в условиях риска. Противостояние в этом деле носит не только технологический, но и духовный, нравственный характер. В такой ситуации сотрудник МЧС должен иметь определенные ду­ховные и нравственные убеждения. А они также базируются на определенных философских установках. Отсюда одна из задач философии – помочь челове­ку выработать свои философские, нравственные и духовные убеждения.

Рассмотрим эти положения более подробно. Основой деятельности, например, сотрудников пожарно-спасательной службы является глубокое пони­мание того, как заставить взять на себя ответственность по сохранению жизни людей, попавших в катастрофическое положение.

Все это предполагает, начиная с выбора профессии по призванию, социально-психологического воздействия окружающих людей и других каналов ин­формации, определенные требования к работнику по этому виду деятельнос­ти при исполнении своих служебных обязанностей, сопоставления своих индивидуальных качеств с ними в соответствии со степенью осознанности и активностью, уровнем воспитанности, определяющих максимальное проявле­ние личных и общественных интересов.

Иными словами, нельзя сознательно и целенаправленно заниматься этой деятельностью, не ответив себе на вопрос: «Зачем нужна моя служба?»

Но можно ли ответить на этот вопрос, оставаясь в строго юридических рам­ках его решения? Представляется, что сделать это невозможно.

С юридической точки зрения, профессиональная деятельность сотрудника ГПС рассматривается в качестве особой формы социального поведения. Ос­мысление субстанциональной меры профессиональной деятельности связано, прежде всего, с уяснением специфики ее социальной природы.

Мало того, сложность социальной природы профессиональной деятельно­сти обуславливает необходимость дифференцированного подхода не только с точки зрения диалектического единства биологического (природного) и со­циального, но и в плане соотношения индивидуального и общественного.

При этом, диалектика последнего может быть определена в двух аспектах: как индивидуальное бытие общественного и общественное бытие индивиду­ального. Здесь, как известно, социальность профессиональной деятельности выражает меру приобщения субъекта к всеобщей родовой человеческой сущ­ности, уровень развитости его социальных качеств в плане обеспечения гума­нистических взаимодействий с другими людьми, целостность, единство свя­зей, олицетворяющих его общественность с социальными группами, государством и обществом.

В этом аспекте весьма важно уяснить, что социальность есть основное качество общественной природы профессиональной деятельности сотрудников МЧС, интегрирующее все иные качества и черты, выражающееся через них.

Среди этих особенностей данного вида деятельности важнейшим является фактор мировоззренческий. Понимание природы и сущности своего предназ­начения в решающей степени зависит от мировоззренческих установок данной социальной группы, данного человека. Следовательно, этим определяется в ре­шающей степени представлениями людей о себе, о мире, о справедливости, о нравственности и т. д. Другими словами, они определяются мировоззрением людей той или иной эпохи, того или иного социального сообщества, уровнем их сознания, самосознания. Но мировоззрением, сознанием и самосознанием за­нимается прежде всего философия.

Именно она отвечает на вопросы, что есть мир, что есть человек, что есть нравственность и т. д. Тем самым именно философия дает предельные (фило­софские) основания понимания и объяснения природы и сущности МЧС в рам­ках государства.

Таким образом, для сотрудника МЧС, который хочет заниматься своей де­ятельностью сознательно и целенаправленно, который хочет понять суть и смысл своей деятельности как деятельности сугубо социальной, философс­кое знание является профессионально необходимым.

Исходя из природы и сущности философского знания, можно сформулиро­вать основные задачи философии по подготовке сотрудников всей системы МЧС.