Философия первых греческих мыслителей развивалась на протяжении VII-V в.в. до н. э. на Востоке - в ионийских городах Малой Азии, и на Западе - в греческих колониях Южной Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на ионийскую (милетская школа и ее последователи) и италийскую (пифагорейцы, элейская школа) ветви. В историко-философской литературе этот период нередко называют досократовским, а самих философов – досократиками. Такое название связано с именем крупнейшего немецкого филолога-классика Г. Дильса, который собрал сохранившиеся во фрагментах сочинения первых мыслителей и издал в 1903 г. работу «Фрагменты досократиков», почти на столетие определившую основные подходы к изучению этого периода.
Милетская школа. Первой известной нам древнегреческой философской школой является милетская школа, получившая свое название по имени города Милет. Ее представителями являются Фалес (кон. 7 - пер. пол. 6 в. до н. э.), Анаксимандр (род. ок. 610 г. до н. э.) и Анаксимен (ум. ок. 528-524 г. до н. э.).
Историческая заслуга милетской школы состоит в разработке принципов философского познания и объяснения мира. До них мир рассматривался как творение внешних по отношению к миру сил (богов). Милетские философы, напротив, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, «появляется» уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи.
Учитывая математичёские успехи Фалеса, можно полагать, что к определению воды как основы всего сущего он, подошел исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции».
Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон, означающий элемент, ядро» основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом: смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.
В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611–546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса.
Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается так как отовсюду она одинаково отдалена». Здесь заключён зародыш геоцентрического воззрения, на вселенную. Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.
Так же как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным.
Анаксимандр провозглашает безграничное началом и основным элементом сущего и первый вводит это имя «начало». Говорит, что это не вода, не одна из так называемых стихий, но какая-то иная, неограниченная природность, из которой возникают все небесные своды и миры в них». Апейрон Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.
Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 до н. э.).Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.
В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Сторонники подобных взглядов в своем большинстве были представителями прогрессивных общественных классов, а их мысли формируют ядро нового мировоззрения, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому они считают естественное объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.
С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о том, что является основой мира. Он, как и его предшественник, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Анаксимен провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему всё возвращается. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры – тучи – воду – землю – камни.
Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.
Другим выдающимся центром как торговой и политической, так и культурной жизни малоазийской Греции был Эфес. Здесь также приблизительно во второй половине VI в. до н. э. возникает сильная философская школа, связанная с именем философа Гераклита из Эфеса (540–480 до н. э.). Гераклит, видимо, был знаком со многими взглядами милетских философов. Согласно Диогену Лаэртскому, он знал по крайней мере основную часть философии Пифагора, знал учение Ксенофана. Однако провозглашал, что не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя «научился». Так, Гераклит полагает, что гром возникает путем столкновения ветров и туч и проникновения ветров в тучи; молнии возникают воспламенением испарений, а зарницы – загоранием и потуханием облаков. Из сохранившихся мыслей Гераклита для нас самые важные те, которые относятся к способу объяснения сущности и развития мира как целого. Основой всего Гераклит считает огонь. Огонь есть основной элемент, всё является видом огня.
Он утверждал, что всё происходит путем разрежения и сгущения. В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен проматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира (архэ), так и основным элементом (стойхейрон). С другой стороны, это понятие у Гераклита представляет и определенный методологический принцип. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; совершается это согласно судьбе. В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко.
Центральным мотивом всего его, учения был принцип все течет (пантарей). Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами.
Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды, ни дважды прикоснуться к преходящей, по своему характеру тождественной сущности.
Она быстро свои перемены разъединяет, а затем опять соединяет, приходит и опять уходит. В другом месте он подчеркивает эту мысль еще более определенно: что в одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем.
В следующем месте он утверждает, что огонь живёт смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля – смертью воды. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».
Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму (всеобщей обусловленности всех событий и явлений). Гераклит (так же как и другие досократики) употребляет, естественно, другое понятие. Все, согласно ему, (правится судьбой, или необходимостью в (нике) С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности – закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворённый и неуничтожимый мир. Его познание предполагает понимание закономерного развития мира, как борьбы единства противоположностей.
Гераклитова философия является вершиной стихийно диалектического понимания мира не только в досократовской философии, но и в античной философии вообще.