Предмет, объект и субъект философского познания

Философия (phylosophpya – любовь к мудрости), – форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром. Философия является учением о предельных, всеобще-универсальных основаниях бытия мира, его познания и практического преобразования и преследует цели построения единой системы представлений о мире и месте в нем человека.

Согласно Аристотелю, философия – это наука, исследующая первые начала и причины, «сущее как таковое, а также то, что ему принадлежит само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущего».

В философии разумное мышление обретает способность усмотрения «первых начал», общих природе и культуре. Благодаря прогрессу разума, достигнутому развитием теоретического мышления в философии, человек становится свободным, творческим существом, способным к самоопределению в отношении мифопоэтического и религиозного мировоззрений, к преодолению диктата требований «здравого смысла» и ограниченности узко-научных истин.

За пределами явлений видимого, чувственно воспринимаемого мира философское умозрение открывает иную, недосягаемую для непосредственного наблюдения и эмпирического опыта «невидимую» реальность всеобщих причин и законов бытия. Их истолкование вне предмета философии всегда относилось и сейчас принадлежит к области исключительной компетенции различного рода мифологизирования, религиозной мистики и произвола фантазии «оккультных наук». Исторические и современные попытки естествознания, математики или социогуманитарных наук выявить и объяснить «первые начала и причины» мирообразования, человеческой жизни и общественной истории не достигают успеха и служат лишь дополнительным источником распространения мистики, скептицизма и иррационализма.

Философия, представляющая возможность увидеть в разум­ном созерцании внутреннее единство и гармонию многообразия явлений природы и истории, рассматривалась Платоном (427-327 гг. д. н. э.) как величайшее благо, ни с чем не сопоставимый, поистине божественный дар, ниспосланный олимпийцами человеку. И эта оценка едва ли преувеличена, если учесть, что в философии человеческий разум превращается в могущественную творческую силу, которая по своей социально-исторической энергии и масштабам вполне сопоставима с действиями стихийных сил природы, подвигами мифологических героев, свершениями богов языческих и мировых религий. Не случайно, с момента возникновения философии до наших дней, обращение к доводам разума становится столь же важным аргументом в пользу выбора способов решения конкретных практических задач, как и получение санкций со стороны обычая и традиции, или освященных религией соответствующих предзнаменований.

Человек и мир рассматриваются в философии не изолированно друг от друга, не непосредственно, а сквозь «призму» и на основе изучения взаимоотношений между ними, и в этом смысле, опосредованно. Тем самым создается возможность понимания бытия человека в мире в единстве с бытием мира в человеке, а значит и адекватного определения исходных смысложизненных ориентаций, обусловливающих программу социального поведе­ния людей.

В состав предмета философии включается всеобщее в материальном бытии, всеобщее в бытии человека и взаимоотношениях между ними. Вместе с тем предметом философии в материальном бытии, так же как и в духовной жизни людей, является не всякое всеобщее, а только то, которое связано с отношением к нему человека. Иначе говоря, проблема всеобщего формулируется и исследуется в пределах предмета философии лишь при условии понимания всеобщего как выражения различий духовного и естественно-природного, идеального и материального составляющих бытия.

Сущность противоположностей мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы, границы не только их различия, но и тождества, в полной мере обнаруживаются в многообразии взаимоотношений между человеком и миром и становятся доступными рациональному истолкованию и правильному пониманию в пределах предмета философии. Являясь учением в предельных основаниях, то есть изначальных причинах и условиях бытия, философия сосредоточивает внимание на изучении не отдельно взятых, не частных, а всеобщих форм взаимоотношений человека и мира.

Акцентируя внимание на изучении всеобщего, философия редуцирует, сводит все наличное многообразие взаимоотношений между миром и человеком к трем основным типам, или способам освоения мира человеком: практическому, духовному и ценностному (т.е. аксиологическому). Их выделение – необходимое условие предметного самоопределения философии, начала продвижения философского познания по пути раскрытия сущности, предельных оснований бытия мира и человека. Практический, духовный и ценностный способы освоения мира представляют собой всеобщие формы реализации творческой активности человека как субъекта познания и чувственно-предметной деятельности, преобразующего объективную, независимо от него существующую естественно-природную и социальную реальность в соответствие с сознательно поставленными целями. Таким образом, основные способы освоения мира (природы и общества), как объекта творческой активности людей, одновременно служат выражением определенного к нему отношения человека, как субъекта, то есть носителя познавательной и практической дея­тельности. Изучение природы и специфики субъект-объектных отношений, или отношений мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы в составе практического, духовного и ценностного способов освоения мира человеком является главной задачей философского познания. Ее правильная постановка и решение, то есть выяснение сущности органической связи противоположностей мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, служат источником формирования истинных знаний о мире, месте в нем человека и смысле социальной истории.

Следует различать предмет и объект философии. Философия, по определению ее предмета, есть совокупность теоретически осмысленных представлений о мире, человеке и взаимоотношениях между миром и человеком. Нет, однако, нужды доказывать, что и мир, и человек, и взаимоотношения между ними являются объектом не только философского, но и мифологического, ре­лигиозного, научного и обыденного сознания, существующих в настоящее время в виде многообразия соответствующих типов знания (т.е. мифологического, религиозного, научного и др.). Известно, например, что человек является объектом исследования целого ряда научных дисциплин – от биологической и медицинской до социальной, педагогической и философской антропологии. Окружающий человека мир природы и общественной жизни выступает в качестве объекта познания для корпуса естественных и социальных наук (от физики и химии до социологии и культурологии). Наконец, мир, человек и взаимоотношения между ними служат объектом мифологического и религиозного мировоззрений.

Возникает вопрос, почему, в силу каких причин один и тот же объект отражается в многообразии видов наличного комплекса мировоззренческих, естественнонаучных, социогуманитарных и других знаний? Без ответа на этот вопрос невозможно сформировать сколько-нибудь ясное понимание предмета философии, ее места в системе накопленных к настоящему времени представлений о мире и человеке, а стало быть, и о роли в решении насущных проблем сегодняшнего дня (теоретических и практических).

Уже в немецкой классической философии (Г.В.Ф. Гегель – 1770-1831 гг.) было строго установлено, что отношение человека к миру как субъекта к объекту не является непосредственным. Оно опосредовано предметной сферой. Оказалось, что в составе отношений между миром и человеком наличествует особое промежуточное звено в виде совокупности предметов, которые характеризуются той же степенью реальности существования как мышление и бытие, но вместе с тем качественно отличаются от них. Предмет является продуктом взаимодействия субъекта и объекта. Любой объект, независимо от его природы, – будь он материальный или духовный, – неизбежно превращается в предмет, как только вовлекается в сферу познавательной или практической деятельности человека. Предмет, как особая вещь, явление или процесс, представляет собой своего рода «сплав» субъективного и объективного, идеального и материального, а стало быть и выступает в качестве специфической и универсальной формы связи, единства противоположностей бытия и сознания.

Предмет философии, так же как и предметы любой области знания (естествознание, гуманитарные науки и др.), выделяется из системы явлений, процессов и отношений действительности под влиянием действия абстрагирующей силы мышления и, по существу, представляет собой своего рода теоретическую, «мысленно-вещественную» модель объекта.

Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) философии – все то, что противостоит субъекту философского познания, на что направлена его познавательная активность, то есть существующие независимо от воли и сознания людей, – человек, мир и взаимоотношения между миром и человеком во всем многообразии их субстанциальных, пространственно-временных и процессуальных свойств. Иначе говоря, объект философии включает всю совокупность явлений материального мира, социальной реальности, духовной жизни человека и общества, которые характе­ризуются единственным свойством, свойством бытия, существования по отношению к субъекту, а значит и сами по себе не дифференцированы, не различимы ни в качественном, ни в количественном отношениях. Отсюда проистекает и общепринятое сугубо внешнее, отрицательное, чисто функциональное определение объекта познания вообще и философского познания в частности как того, на что направлена духовная активность субъекта. Поэтому любые подразделения объектов, их градация оказываются воз­можными лишь при учете особенностей отношения субъекта к объекту, характера самой направленности философского познания на объект. Имея в виду изменения гносеологического статуса объекта в процессе движения рационального познания в направлении перехода от эмпирического уровня к теоретическому, принято различать эмпирические и теоретические объекты, объекты наблюдаемые и ненаблюдаемые, а также выделять особый класс так называемых абстрактных объектов.

Теоретические, ненаблюдаемые и абстрактные объекты не представляют собой принципиально отличную от эмпирических объектов сферу реальности. Это положение справедливо и для тех случаев, когда речь идет об идеальных объектах, не существующих и не осуществимых в действительности (например, «идеальные газы», «абсолютно твердые тела», «всесторонне развитая личность», «идеальное государство» и др.), а являющихся всего лишь необходимым для построения теоретических знаний способом выделения и рациональной осмысленности некоторых сторон объекта, которые ускользают из поля зрения эмпирического познания, находятся за пределами досягаемости его методов и форм. Вместе с тем для идеальных объектов, так же как и для ненаблюдаемых и абстрактных, могут быть указаны существующие в реальном мире соответствующие естественно-исторические прообразы, а сама направленность познания на их выделение и освоение может быть понята как выражение конкретных потребностей и интересов человеческого существования. В конечном счете, объект философии оформляется именно под влиянием насущных потребностей жизни человека и целей его социокультурного творчества.

Объекты философии принадлежат к классу теоретических, непосредственно не наблюдаемых и абстрактных объектов, таких как Истина, Добро, Красота, Справедливость и др. В своей совокупности они образуют особую область умопостигаемой реальности и становятся доступными для изучения и рационального истолкования в пределах предмета философии. Понимание природы Истины, Добра, Красоты, Справедливости, Смысла человеческой жизни невозможно, если оно не опирается на систематическое исследование закономерностей духовного, практического и ценностного способов освоения человеком мира, составляющих содержание предмета философской рефлексии.

Конечно, потребности постижения Истины, уяснения сущности Добра, Красоты, Справедливости, Смысла человеческой жизни и Субстанциональных оснований мирообразовательного процесса определяют направленность не только философского, но и других видов исследовательского поиска (теологического, естественнонаучного, социогуманитарного и др.). Истина, например, является единым объектом рационального познания в физике, биологии, социологии и др. научных дисциплинах, но становится доступной изучению лишь при условии строгого определения данного объекта в качестве предмета исследования соответствующих отраслей знания, каждая из которых не претендует и не может претендовать на всеобщность и универсальность своих выводов. И дело здесь не только во фрагментарности, и в этом смысле ограниченности узконаучных истин, а в том специфическом способе, каким истина, будучи объектом познания, полагается в качестве его предмета. Сами эти «фрагментарность» и «ограниченность» порождаются общим для всех отраслей научного познания стремлением к изучению своих предметов объективно, то есть, абстрагируясь от любого содержания, привносимого в них субъектом. В силу необходимости выполнения требований антипсихологизма и объективности, вне поля зрения наук о природе и культуре оказывается та сторона истины, которая является продуктом духовной и практической активности субъекта, формой реализации сознательной деятельности преследующего свои цели человека. И если в философии истина рассматривается как всеобщая форма отношения человека к миру, то в физике, биологии, социологии и др. науках она представлена в виде некой изначальной данности, без учета причин (социальных, антропологических и др.) и особенностей методов ее мысленного конструирования субъектом.

Следует подчеркнуть, что из фактов «фрагментарности» и неоднозначности способов освоения истины совсем не следует и не может вытекать положение о множественности истин. Истина едина, неделима и для всех отраслей знания одна. Речь может идти лишь о формах ее проявления в зависимости от конкретных условий определения предмета познания. Ошибочные представления о множественности истины всегда были и остаются питательной почвой для постоянного возрождения крайних форм субъекти­визма и скептицизма, и как следствие этого, распространения одной из наиболее агрессивных видов идеологической репрессии – идеологии так называемого «плюрализма мнений». Масштабность и эффективность заряда ее разрушительной энергии достигаются за счет проведения несложной операции по подмене истины индивидуальными или групповыми «мнениями» с последующим чисто риторическим изображением факта многообразия мнений в качестве показателя достигнутого уровня свободы и творчества.

Абсолютизация как отношений тождества, так и, наоборот, отношений различия между предметом и объектом недопустима, поскольку служит главной причиной распространения субъективизма и безграничного произвола воображения в философском и научном познании.

Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jack) – бросаю, кладу основание) познания вообще, и философского познания, в частности, – источник и носитель духовной и практической активности (индивид или со­циальная группа), направленной на объект.

Поскольку философия представляет собой форму общественного сознания, то и отдельно взятый человек, индивид, выступает как субъект, с присущим ему самосознанием, в той мере, в какой он овладел достижениями культурно-цивилизационного творчества людей, включая систему средств предметно-практической деятельности, формы языка, логические категории, нормы нравственного поведения, художественно-эстетического восприятия и др. Действительным субъектом философского познания является общество, сложно структурированный, противоречивый, но вместе с тем в высшей степени целостный, живой, а значит чувствующий и мыслящий надиндивидуальный организм, осознающий себя и свое бытие в мире в многообразии форм общественного сознания (мораль, наука, право, религия, искусство и др.), к числу которых принадлежит и философия.

Активная деятельность субъекта является необходимым условием выделения и включения тех или иных сторон бытия мира и человека в поле зрения философского познания в качестве его объектов. Поэтому их теоретическое воспроизведение в системе философского знания отражает не только свойства бытия мира и человека как объективной реальности, но, одновременно, обнаруживает очевидную зависимость от форм предметно-преобразующей деятельности субъекта. Иначе говоря, философские знания формируются под влиянием объекта в той же мере, в какой являются продуктом мысленного конструирования субъектом.

Поскольку по своему составу философское знание представляет собой результат органичного синтеза форм духовной активности и объективного содержания, то и решение вопросов о закономерностях происхождения и критериях истинности знаний оказывается непосредственно связанным с задачами выяснения сущности человека как субъекта познания и практики.

Впервые в истории философии проблема субъекта познания была строго поставлена Р. Декартом (1596-1650 гг.), указавшим на принципиальное различие между духовной и физической субстанциями, а стало быть и между внутренним миром человека и внешним миром объективной действительности. Ограниченность критериев субъективной (логической) достоверности знаний была выявлена Г.Лейбницем (1646 – 1716 гг.), который выдвинул требование о необходимости эмпирической, опытно-фактологической проверки теоретических представлений и тем самым акцентировал внимание на вопросах специфики субъекта по сравнению с объектом. Однако, выделение субъекта из общих связей и отношений действительности, его противопоставление объекту, оставляло открытым вопрос об условиях взаимодействия субъекта и объекта, об источниках и роли творческой активности субъекта в процессах познания мира и человека.

Ответить на этот вопрос возможно лишь в рамках решения проблемы сущности субъекта. Попытки его идентификации с отдельно взятым, изолированным от системы общественных отношений человеческим индивидом никогда не имели и до настоящего времени не имеют успеха, так как ограничивают процесс познания сферой психологических переживаний и, следовательно, исключают возможность рационального истолкования связи между субъектом и объектом. Поэтому вплоть до немецкой классической философии считалось, что объект дан субъекту внерационально, он обнаруживается и воспринимается сознанием интуитивно, в интеллектуальном или чувственно-эстетическом созерцании.

Но если связь между субъектом и объектом внерациональна, то, значит, она и не может быть понята.

Первые шаги к преодолению альтернативы субъекта и объекта были сделаны у истоков немецкой классической философии И.Кантом (1724 – 1804 гг.). В его концепции «трансцендентально­го субъекта» человек рассматривается не в полной изоляции от каких-либо взаимоотношений с другими людьми, но как связанное с ними естественными, кровными узами родовое существо. Это позволило в определенной мере выйти за пределы чисто психологической трактовки познания, путем выведения общезначимости, и в этом смысле, объективности философских и научных истин, из факта принадлежности субъекта духовной активности к человеческому роду как целостному образованию. Однако, опираясь на понимание человека как родового существа, Кант вынужден констатировать, что объект находится за пределами досягаемости познавательных способностей субъекта, представляет собой абсолютно непроницаемую для мышления и эмпирического опыта «вещь в себе».

Развитие представлений об обществе как особом, реально существующем, надиндивидуальном организме и о человеке как социальном существе послужило основой преодоления ложной альтернативы субъекта и объекта. Уже В.Гегель смог показать, что связь между ними обеспечивается посредством механизмов предметной деятельности, и рассмотреть процесс познания с точки зрения достигающегося в нем единства объекта с творчески-созидательной активностью человека.

Сознательное отношение к процессу воспроизведения объекта в системе знаний предполагает, что субъект как носитель языка, логических категорий, предметно-преобразовательных и познавательных операций, является себя осознающим, обладает способностью самосознания. Самосознание служит выражением факта своего рода раздвоения субъекта в силу потребности постоянного сопоставления своих познавательных операций с содержанием познаваемого объекта. Таким образом, посредством самосознания как отношения сознания к самому себе в процессе духовного освоения естественно-природной и социальной реальности субъект достигает целей осознания своего места в мире объектов. Поэтому выдвинутый еще в античности и сейчас в высшей степени актуальный призыв – «познай самого себя!».