Времени и ее общая характеристика

Философия Новоговремени – философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий.

Философия Нового времени формируется и развивается в условиях фор­мирования и развития буржуазных общественных отношений. Эти отношения в решающей степени обусловили ее рационалистический характер.

Феодальная знать обосновывала свое право на власть, опираясь на рели­гию, на божественную природу власти (всякая власть от Бога). Буржуазия, вы­ступая от имени третьего сословия (народа) и обосновывая свое право на власть, обращается к разуму, к рациональным доводам и аргументации. Ее идеологи разрабатывают новую рационалистическую идеологию, основанную на разу­ме и направленную против религиозной идеологии, основанной на вере. Тео­ретической основой этой идеологии выступает философский рационализм.

Развитие капитализма ведет к развитию науки и техники. Развитие на­уки и техники – к быстрому росту нового позитивного знания. Возникает истори­ческая необходимость его теоретического и мировоззренческого осмысления. Эту задачу и решает рационалистическая философия Нового времени.

Отмечая этот факт, Ф. Энгельс писал: «От Декарта до Гегеля и от Гоббса до Фейербаха философов толкала вперед отнюдь не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало впе­ред главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие есте­ствознания и промышленности. У материалистов это прямо бросалось в гла­за. Но и идеалистические системы все более и более наполнялись материалистическим содержанием и пытались пантеистически примирить про­тивоположность духа и материи».

Опорой рационалистической философии становится наука.Но наука не только опора, она образец, идеал для рационалистической философии. Научное знание становится эталоном и идеалом знания для рационалистической философии. Знание философское должно стать таким же, как знание научное, т. е. знанием рациональным, знанием всеобщим и необходимым. Проблема взаимоотношения философии и науки становится важной фило­софской проблемой.

Наиболее развитыми науками в это время были механика и математика. Их знания и стали идеалом знания для рационалистической философии.

Логика была следующая. Знания механики и математики носят всеобщий и необходимый характер, они признаются истинными всеми и везде. Следова­тельно, математика и механика дают нам абсолютные, истинные знания. От­сюда цель философии – взяв за образец математику и механику, создать аб­солютную, истинную философию. Философию, признаваемую всеми, философию истинную для всех времен и народов. Это стремление создать абсолютную, законченную философскую систему – характерная черта фило­софии Нового времени.

Успехи механики и математики подводили к мысли, что если их знания истинны, то, следовательно, истинны и их методы. Отсюда идея использовать эти методы в философии. Однако перенос методов механики и математики в философию приводит к тому, что эта философия приобретает механисти­ческий и метафизический характер.

Механицизм состоит в том, что все процессы, в том числе биологичес­кие и социальные, рассматриваются как процессы чисто механические. Метафизичность – в неспособности понять мир как процесс, как такую материю, которая находится в непрерывном историческом развитии.

Разработка философского метода познания, проходящая красной нитью через всю философию Нового времени, была вполне естественна и право­мерна, поскольку цель философии – получение истинного знания. Однако аб­солютизация знаний математики и механики и их методов стала причиной огра­ниченности философии Нового времени, прежде всего философии материалистической. Эта ограниченность была исторически неизбежной и за­висела от уровня развития науки.