Однако Спиноза выделяет и анализирует два атрибута субстанции: про­тяженность и мышление.

Мышление, сознание – это атрибут (неотъемлемое свойство) материи (субстанции). Мышление – свойство материи, такое же свойство как про­тяженность. Как невозможна протяженность без тела (материи), так не­возможно и мышление без мыслящего тела (материи).

Объявив сознание свойством всей материи (субстанции), Спиноза тем са­мым распространил это свойство на всю материю, что вело к гилозоизму (на­делению сознанием всей природы).

Субстанция и ее атрибуты вечны и неизменны. Те временные состоя­ния, в которых находится субстанция, отражаются в модусах. Модусы – это конкретные, определенные формы существования вечной, неизменной мате­рии. Они преходящи, изменчивы и зависят от обстоятельств.

Однако здесь возникает противоречие. У Спинозы движение не является ат­рибутом материи – это ее вечный модус. Иными словами, субстанция постоянна и неизменна. Движутся и изменяются лишь конкретные вещи. Но если субстанция вечна, неизменна и неподвижна, то неясно, как неподвижная субстанция может породить все многообразие движущихся вещей. Поскольку Спиноза от­вергает Бога и «первотолчок» как причину движения конечных вещей, то он не может объяснить источник развития и движения мира. Идея развития выпадает из его философии. Она приобретает метафизический характер.

Все в материальном мире Спинозы происходит по необходимости. Слу­чайность он отрицает. Однако необходимость, по мнению Спинозы, не исклю­чает свободы. Напротив, только познав объективно существующую необходи­мость, человек в состоянии действовать свободно. Таким образом, свобода есть познанная необходимость. Спиноза, по существу, сводит свободу к зна­нию, хотя понятно, что знание есть лишь путь к свободе, но не сама свобода. Философия Спинозы – шаг в развитии материалистической филосо­фии. Она оказала также влияние и на формирование марксистской фи­лософии.

Джон Локк (1632—1704 гг.). Цель философии Локка, говоря его слова­ми, «состоит в исследовании происхождения, достоверности и протяже­ния человеческого знания». Он разрабатывает сенсуалистическую (лат. sensus – чувство, ощущение) теорию познания.

В основе всех человеческих идей и понятий лежат ощущения представле­ния, даваемые нам органами чувств о вещах, существующих вне нас и независи­мо от нас. Источником наших знаний является опыт. Он делится на внешний и внутренний. Объект первого – внешний мир, объект второго – деятельность са­мой души. Первый служит основой чувственного познания, ощущения, второй -рефлективного познания. Это два основных источника, «из которых берут начало все наши идеи».

С помощью чувств мы получаем простые идеи (свет, мрак, тепло и т. д.). Они лежат в основе всех наших знаний. Их совокупность образует границы и его мышления, дальше которых оно простираться не может. Отсюда глав­ный постулат сенсуализма – нет ничего в разуме, чего не было бы ранее и чувствах.

Простые идеи мы получаем пассивно, без участия разума. Это – созерцательная ступень познания. Сила и мощь разума проявляется тогда, когда он приступает к обработке простых идей. Он их сопоставляет, соединяет, сравнивает, благодаря чему образуются сложные идеи. Это – рациональная ступень познания.

Исследование способностей человеческого познания – историческая зас­луга Д. Локка. Недостаток его теории познания в том, что Локк разъединяет чувства и разум. Он рассматривает их как две самостоятельные ступени по­знания, практически не связанные между собой. Однако чувственное позна­ние невозможно без разума, а рациональное мышление невозможно без чув­ственных данных.

В целом теория познания Локка носит материалистический характер. Но его учение о первичных и вторичных качествах создавало предпосылки для субъективно идеалистических выводов.

Суть этого учения в том, что чувства дают нам адекватные и неадекватные представления о вещах. Такие качества, как протяженность, движение, покой, фигура, дают адекватное представление о вещах. Эти качества присущи са­мим вещам, и потому представления о них – это адекватные копии, образы реально существующих вне нас вещей. Эти качества Локк называет первич­ными.

Напротив, идеи цвета, вкуса, запаха – неадекватны, ибо эти качества не принадлежат самим вещам, а привносятся познающим субъектом. Это – вто­ричные качества. Следовательно, первичные качества объективны и принад­лежат самим вещам, вторичные – субъективны и зависят от человека. Отсюда открывалась возможность доказать, что не только вторичные, но и первичные качества имеют субъективный характер и зависят от человека.

Основоположник рационализма Р.Декарт считал, что Я – это субстанция, вся сущность и природа которой состоит в мышлении («Я мыслю, следова­тельно, существую»). Чтобы отыскать истину, мышление должно руководство­ваться следующими правилами:

1. Считать истинным только то, что представляется уму вполне ясным и не вызывающим сомнения;

2. Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные зада­чи. Через последовательное решение частных задач можно решить всю про­блему;

3. Начинать движение к истине от простого – к сложному;

4. Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено.

Следование этим правилам может привести к заблуждению, ибо сколько ученых – столько и мнений. Поэтому исследователь должен подвергнуть со­мнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Односторонне толкуя логический характер математических знаний, философ отдавал предпочте­ние дедуктивному методу, опирающемуся на достоверные интуитивно постига­емые аксиомы. Декарт считал, что разум содержит врожденные идеи (идея Бога, например). Иначе говоря, разум имеет природные способности к созданию идей. Критикуя эту точку зрения, сенсуалист Дж. Локк писал, что люди не рождаются с готовыми идеями: сознание новорожденного ребенка – чистая доска (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знания.