Материалистическое направление в русской философии

Материалистическое направление в русской философии разрабатывается революционными демократами. (А. И. Герцен (1812-1870 гг.), Н. П. Огарев (1813-1877 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н. А. Добролюбов (1836-1861гг.), Д. И. Писарев (1840-1868 гг.). И это закономерно. Люди, практичес­кая цель которых – свержение существующего строя и построение нового, должны исходить из реального анализа реальной обстановки, а это возможно только на базе материализма.

Не случайно А. И. Герцен называет свою философию реализмом, проти­вопоставляя ее идеализму и метафизическому материализму. А. И. Герцен вы­соко оценил диалектику Гегеля, назвав ее «алгеброй революции», но он реши­тельно отвергает его идеализм. Основной недостаток идеализма в том, что он, абсолютизируя мышление, отвлекается от изучения реальной природы и истории. Он объясняет их с помощью логики, тогда как сама логика есть лишь «отвлечение» от реальной природы и истории. Идеалист не изучает саму при­роду и историю, а навязывает ей законы, взятые из головы. Изучение реальной природы и истории возможно только с позиций реализма (материализма).

Опираясь на диалектику, А. И. Герцен дает также критику метафизичес­кого материализма. Его основной недостаток – отсутствие в нем идеи раз­вития. Отсутствие идеи развития не позволяет метафизическому материа­лизму объяснить возникновение живого из неживого и возникновение мышления.

Реализм А. И. Герцена исходит из первичности реальной, независимо от сознания существующей природы или материи. Материя – это «абстракция» дня обозначения объективной реальности, находящейся в постоянном разви­нти.

Человек и его мышление – продукты естественного исторического разви­тия природы. «История мышления – продолжение истории природы», а «зако­ны мышления – осознанные законы бытия». В силу этого сознание – не само­стоятельная субстанция, а способность природы, появляющаяся в ходе ее развития.

Поскольку мышление – свойство природы, то оно в состоянии познать то, свойством чего оно является. Никаких границ для познания не существует. Важно только найти правильный метод познания. В этой связи Герцен дает критику рационализма и эмпиризма. Оба эти способа познания правомерны. Однако их нельзя абсолютизировать и тем более разрывать.

Реалистический метод познания исходит из того, что «опыт и умозрение - две необходимые истинные действительные степени одного и того же знания». Опыт и умозрение неразрывно взаимосвязаны и друг без друга существовать не могут. Поскольку наши знания есть отражение объективной реальности, находящейся в развитии, то диалектика нашего мышления есть лишь отраже­ние диалектики вещей. Поэтому «логическое развитие мира идет теми же фа­зами как развитие природы и истории». В целом метод познания должен:

а) соответствовать предмету познания;

б) носить объективный характер;

в) не зависеть от произвола исследователя.

Разработку материалистической философии продолжил Н. Г. Чернышевс­кий. На основе материализма он разрабатывает концепцию материального единства мира и рассматривает всеобщие законы его развития. К ним он от­носит:

а) закон поступательногоразвития, который проявляется через отрицание отрицания;

б) законполярности процессов; и

в) закон борьбыпротивоположностей.

Он обосновывает положение о конкретности истины. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна, т. е. она зависит от места, времени и условий. Критерием истины является практика.

Центральная проблема философии революционных демократов – выяс­нение закономерностей исторического развития в целом и развития России в частности.

В понимании общества революционные демократы остались идеалиста­ми. Они считали, что «прогресс человека – прогресс в содержании мысли». Благодаря сознанию человек вышел из животного мира, благодаря ему он пре­образует свою жизнь. Поэтому история есть «постоянная эмансипация чело­веческой личности от одного рабства вслед за другим, от одной власти вслед за другой, вплоть до наибольшего соответствия между разумом и действи­тельностью, соответствия, в котором человек и чувствует себя свободным»2.

Своеобразие взглядов русских революционных демократов на общество в том, что они настойчиво ищут естественные, материальные причины разви­тия самого сознания (мышления). У А. И. Герцена такой причиной развития сознания (мышления) является естественное развитие мозга. Однако Н. Г. Черны­шевский уже отмечает роль экономических отношений в жизни общества, которые играют «едва ли не первую роль в жизни» и составляют «коренную причину почти всех явлений». Однако последовательно эту материалистичес­кую методологию анализа общественных явлений Н.Г.Чернышевский еще не проводит.

Для революционных демократов история – единый, необходимый про­цесс с непрерывной сменой форм общественной жизни. Каждая из этих форм необходима и каждая из них преходяща. Замена одних форм другими проис­ходит в результате борьбы политических сил и групп. Каждая из этих групп оказывает свое влияние на ход событий, в результате чего история представ­ляет собой равнодействующую множества противоборствующих сил.

Две группы противоречий влияют на развитие общества:

а) противоречия между природой и обществом;

б) противоречия между социальными группами.

Борьба между ними идет за право собственности. Изменение форм собствен­ности происходит путем революций и порождает новые общественные группы.

В историческом процессе революционные демократы особо отмечали роль народных масс, причем как их политическую роль в революции, так и их роль как главной производительной силы общества.

Революционные демократы – сторонники социализма. С ним они связывают будущее России и разрабатывают теорию «русского социализма», построен­ного на общинном землепользовании и артельном труде.

Таким образом, русские революционные демократы разрабатывают новую форму материализма, включающего в себя диалектику. Они вплотную подо­шли к диалектическому материализму и остановились перед историческим.

Они любили свой народ и свою Родину. А «любить свою Родину, – писал В. Г. Белинский, – это значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил способствовать этому».

Материалистическая линия в русской философии была продолжена в фи­лософии народников, а затем в философии русского марксизма.