ПЛЮРАЛИЗМ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

' I • • ' , !••'';•;

Существует множество теорий происхождения государства и права.
Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими осо­
бенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов
мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые
они ставят перед собой, и другими причинами. '

К наиболее известным относятся следующие теории: ;

1. Теологическая (Фома Аквинский).; Широкое распространение
получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция
представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом
проявления божественной воли, практическим воплощением власти
бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производ-
на от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен
беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли
как продолжению воли божественной. ' . . s

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский).
По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма челове­
ческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная
разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение влас­
ти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспе­
чивает их послушание. '

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории счи­
тают, что государство произошло от права собственника на'землю (пат­
римониум). Из права владения землей власть автоматически распро­
страняется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обо­
сновывается феодальный сюзеренитет. - • •

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо,
П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство
возникло в результате общественного договора о правилах совместного
проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государ­
ства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого
века» (Ж.Ж. Руссо) или ^войнъг всех против всех» (Т. Гоббс) люди



Тема 2. Происхождение государства и права


2. Возникновение государства



 


жили в соответствии со своими естественными правами. Но не сущест­
вовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права
на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого
социального «порока» люди объединились и заключили между собой
договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они
передают государству как органу, представляющему их общие интере­
сы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.
Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на
революцию. • • i

5. Теория насилия(Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сто­ронники этой теории утверждают, что государство возникло как ре­зультат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаим­ной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, ' основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из i этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству»1. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, экс­плуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необ­
ходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом ор­
ганизации и управленческого воздействия завоевателей, государство ,
становится мощным средством защиты завоеванных от возможных по­
сягательств; со стороны других сильных племен. (
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии обще- •
ства государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии,
в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и
слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве
официальной идеологии.

6. Психологическая(Л.И. Петражицкий). Возникновение государ- •
ства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью ин­
дивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, ука­
заниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной
жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей
идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры ,
зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиоз­
ных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеха­
нов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения со­
циально-экономических отношений, способа производства, итог воз-

1 ГумПловичЛ. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47, 120—121. • !


никновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Существуют и иные, менее известные теории происхождения госу­дарства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достовер­ность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к: познанию истины.