ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных усло­виях человек смог благодаря своей социальной природе. Под соци­альной личностью следует понимать индивида, усвоившего характер­ные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общест­венных связей. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай.

Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и пере­
давались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональ­
ные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях.
Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества,
и в связи с коллективистским характером деятельности рода были
приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным
группам.: Личные интересы членов сообщества не принимались во
внимание. , .

Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимос­тью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно сле­довать соответствующим вариантам поведения. В противном случае



Тема 2. Происхождение государства и права


3. Возникновение права



 


либо желаемый результат не будет достигнут, либо поступок вызовет негативные последствия для всего сообщества.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобыт­ного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нор­мами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами.

Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и под­держивались не только силой общественного мнения, авторитетом ста­рейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Например, ритуалы подготовки, производ­ства и окончания полевых работ.

Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективны­ми средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое I наказание или общественное принуждение (угрожавшее иногда разру­шить необходимое единство рода). С их помощью запрещалось крово­смешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребле­ния и решались другие жизненно важные вопросы человеческого об­щежития.

Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должно- • го и запретного поведения.

Однако обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди не i содержали четких дозволений, обязывают, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный инте­рес. Личность вне общества — ничто. В то же время переход к «произ­водящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуаль­ного труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе.

Осознанное восприятие своих потребностей и способность личным трудом удовлетворить их сделало индивида свободным. Однако эта свобода — свобода Робинзона, была довольно относительной. Жить в , обществе и не зависеть от общества нельзя.

Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог : удовлетворить свои возрастающие потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Как это ни парадок­сально, но для наиболее полного удовлетворения своих личных инте­ресов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, до­стижения равнозначного компромисса. Жертвуя обществу свою неог­раниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную и наибо­лее полную, получая возможность более полноценного и гармоничного развития.


Монопольная зависимость личности от общества потеряла былое значение. Наряду с ней возникла более динамичная, гибкая система зависимостей от других членов общества. Важен был взаимный, пари­тетный характер этих зависимостей.

Товаропроизводители, вступая в отношения обмена продуктами своего труда, находятся в равных условиях и должны считаться как с интересами друг друга, так и с интересами общества в целом. Интересы каждого собственника должны быть гарантированы от возможного произвола и обмана со стороны других лиц.

В роли подобного гаранта выступали и выступают органы, пред­ставляющие общество и наделенные для управления его жизнедеятель­ностью определенными властными полномочиями. Эту роль сначала выполняли вожди и другие властные органы первобытно-общинного строя, а впоследствии и церковь, и государство.

Обеспечивая компромисс интересов участвующих в обмене това­рами субъектов, стороны наделялись определенным комплексом вза­имно корреспондирующих прав и обязанностей, которые поначалу носили казуально-личностный характер, а затем по мере повторяе­мости, типичности возникающих жизненных ситуаций и контроля за их развитием со стороны властных структур приобретают общеобя­зательные свойства. Рождается синтез индивидуальных и обществен­ных интересов.

Подобно тому как продукт труда при обмене на другой продукт, выражая свою общественную стоимость, оформляется в виде товара и теряет индивидуальные качества, владелец этого товара в меновых от­ношениях с другим товаровладельцем теряет свои индивидуальные черты и становится юридически значимым субъектом, т.е. субъектом, обладающим комплексом общепризнанных прав и обязанностей по распоряжению имеющимся у него товаром. Таким образом, индивид становится товаровладельцем и участником юридически значимого от­ношения лишь по воле своего контрагента.

Социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксирова­ли ни должного паритета общественных и частных интересов, в кото­ром так нуждалась нарождающаяся система социальных связей, ни четкого, детального закрепления прав и обязанностей.

Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, кото­рые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно огра­ничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных пра-


40 i


Тема 2. Происхождение государства и права


3. Возникновение права



 


вил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения бытовавшего ранее равноправия, получив, к при­меру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение.

По мере усиления публичной власти, роста численности формиру­ющегося государственного аппарата и обособления его от общества основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний. Это становится уделом избранных.

Баланс интересов, фиксирующихся в'юридических нормах, пере­распределяется в сторону лиц, осуществляющих экономическое и по­литическое господство в обществе. Создается иллюзия, что единствен­ный автор и источник права — это государственная власть. Подобная иллюзия во многих странах со временем превратилась в реальность и по весьма прозаическим причинам активно поддерживалась и поддер­живается как политическими деятелями, так и официальной юриди­ческой наукой.

Однако государство никогда не являлось и не является единствен­ной правотворческой силой. Так, в правовых системах стран Востока Коран — не только источник религиозных догм, но и основной источ­ник права. В большинстве стран Западной Европы достаточно продол­жительное время, наряду с государством и автономно от него, правовые акты создавались представителями церкви.

В то же время право не может быть аморфным и противоречивым.
В современных условиях государство, будучи единственным офици­
альным представителем всего общества, призвано выявлять, коорди­
нировать, защищать и закреплять в виде правовых предписаний обоб­
щенную волю. Содержание этой воли--должно отражать сбалансиро­
ванный общественный интерес. В противном случае при противопо­
ставлении воли государства и воли общества теряется объективно
необходимый, справедливый, правовой паритет общественных, госу­
дарственных и личных интересов, а право превращается в узаконенный
произвол. I

Итак, право как особая разновидность социальных норм весьма су­
щественно отличается от социальных норм первобытно-общинного
строя.

Если обычаи создавались всем обществом, то право формируется
либо непосредственно государством, либо иными социальными орга­
низациями (общественными, кооперативными, церковными и т.п.) и
; под их контролем. ! i

Если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.


Если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов/прецедентов, договоров с нормативным со­держанием, правовых обычаев.

Если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным .аппаратом принуждения, орга­низационной и экономической мощью всего государства.


I

1. Власть какобщесоциологичсская категория



 


 


Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА (ММ. Байтин)