Основные теории происхождения права:
1) Для сторонников естественно-правовой теории(изложенной впервые в трудах Г. Гроция. Т.Гоббса Дж.Локка, Ж.-Ж. Руссо) право существует объективно как совокупность присущих человеку от рождения притязаний на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Их никто - ни общество, ни государство - человеку не дарует. Они являются условиями существования и жизнедеятельности человека. Естественное право не создается людьми, но оно познается ими внутренне как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. Однако существует и право, созданное государством в результате его законодательной деятельности, которое должно соответствовать естественному праву. Так. Ж.Ж.Руссо полагал, что право государства издавать законы передано ему гражданами на основе общественного договора.
2) Сторонники теологической теории права(впервые системно изложенной Иоанном Златоустом, Аврелием Августином, Фомой Аквинским) считают, что право - это заветы и правила жизни, установленные Господом и переданные людям. Поэтому право дано людям Богом, выражает Его волю и является вечным. Эти правила содержатся в проповедях Христа, учениях его пророков, религиозных текстах, право - это данное Богом понимание добра и справедливости. Поэтому' право несет людям чувства честности, порядочности, равенства, любви к ближнему. Божественный высший закон - основа действующего права.
3)Для исторической школы права(изложенной впервые Гуго, Ф.К.Савиньи, г.Ф.Пухтой) право - продукт развития национального духа и народного самосознания. Право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа примерно так же. как появляется язык. Ученые-правоведы должны уметь уловить ивыразить проявления правового народного духа наложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действу ющее законодательство. Право в своеу! развитии проходит три этапа:
а) этап спонтанного, неосознанного форушрования нору! обычного права в народе в соответствии с «национальным духом»;
б) этап формирования и создания позитивного письуюнногоправа учеными, которые излагают сфорушрованные народом нормы права, отражают его развитие и совершенствование в соответствии с развитием общественных отношений;
в) этап кодифицирования созданного учеными позитивного права и создание систематизированного права, сочетающего обычное и позитивное право.
4) Сторонники нормативистской теориивыводили право из сауюго права. Ее автор Г. Кельзен утверждал, что право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Причин возникновения права не существовало вообще. Право - особое нормативное социальное явление, независимое от экономических, политических и иных общественных условий. Оно существует само по себе и не может быть выведено из какого-то другого социального явления. Право обусловлено самим правом. Его сила в нем самом.
5) Основоположник психологической теории праваЛ.И. Петражицкий причиной происхождения права признавал психику людей, их императивно-атрибутивные правовые переживания, особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике человека. Право - продукт различного рода психологических явлений - инстинктов, психологических установок эмоции г.Тард считал, что в основе всех социальных норм, в тоу1 числе и правовых, лежит инстинкт подражания. Важное значение, особенно при принятии судебных решений имеет «правовое чувство», воснове которого лежат интуиция, подсознательные переживания, психологические установки судьи. Право порождено психологией человека.
Она же является и его основным содержанием.
6) Сторонники классовой (марксистской) теориивидели источник права в интересах экономически господствующего класса, который насильно навязывал свою волю другим классам общества. Поэтому появление права было связано с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальными членами общества с помощью принуждения. Право, по мнению К.Маркса, представляет возведенную в закон волю господствующего класса волю, содержание которой определяется материальными, в первую очередь, экономическими условиями его жизни. Это значит, что право не может быть оторвано от социальных условий жизни господствующего класса. Таким образом, марксизм связал право с реальными социальными условиями жизни общества. Право возникает в период социальной дифференциации общества для легитимации власти и обеспечения интересов господствующего класса.
7)Представители примирительной теории происхождения права(Г. Берман, Э Аннерс) считали, что право возникает как средство примирения конфликтующих родоа Право понимается как средство мирного разрешения споров и конфликтов, как основа для примирения сторон. Первоначально оно зарождалось как примирение спорящих сторон старейшиной, который наказывал виновных, либо принимал компромиссные меры и тем самым добивался удовлетворения требований конфликтующих.При этом могли заключаться договоры, в которых определялись условияпримирения сторон. Договоры утверждались старейшиной либо собранием членов рода. В последующем правила, выработанные старейшинами либо общими собраниями членов рода, стали использоваться постоянно, превратились в обычаи, а затем в правовые нормы. При этом примирительные правила регулировали различные отношения: от убийства до неоплаты полученного товара. Вначале эти правила были устными, затем, с появлением государства, они превратились в письменные акты, исполнение которых поддерживалось государством.
Существуют и другие точки зрения на происхождение права. Однако все они отражают мнения конкретных ученых, мыслителей, живших в определенные исторические эпохи в различных государствах и выражавших интересы определенных слоев и классов общества. Поэтому их взгляды достаточно узкие, не раскрывают всего спектра социального процесса формирования права который включал в себя Социальный состав общества уровень развития экономики, культуры, политических отношений, распределение произведенной продукции между членами общества религиозные взгляды и учения, общественное сознание, идеологию, исторические особенности и национальные традиции.