Особенности синтаксической нормы

В области синтаксиса А.С. Пушкин успешно применил возможность передавать разговорную интонацию средствами поэтического текста. В некотором роде образцы индивидуальной речи персонажей уже встречаются в баснях И.А. Крылова и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Но А.С. Пушкин и в области поэтического синтаксиса выступил новатором: ему принадлежит создание онегинской строфы для особого звучания романа в стихах, жанровая форма которого уникальна и неповторима.

Поэтический синтаксис XIX в. определяется как логический, т.е. порядок слов в предложении зависит от того содержания, которое хотел выразить говорящий/пишущий.

Слог пушкинских произведений, по сравнению с языком и стилем его непосредственных предшественников, можно рассматривать как значительный шаг вперед в литературном развитии. Он навсегда стер в русском литературном языке условные границы между классическими тремя стилями. В его языке впервые пришли в равновесие «основные стихии русской речи». Разрушив эту устаревшую стилистическую систему, «Пушкин создал и установил многообразие стилей в пределах одного национального языка. Благодаря этому каждый пишущий на русском литературном языке получил возможность развивать и бесконечно варьировать свой индивидуально-творческий стиль, оставаясь в пределах единой литературной нормы» (В.В. Виноградов).

Таким образом, А.С. Пушкин, во-первых, «наделил» нормы русского литературного языка таким свойством, как пластичность, что было органично воспринято его последователями. И во-вторых, с легкой руки поэта художественный текст стал эталоном русского литературного языка.

Раздел IV. Стилистика