Реферат Курсовая Конспект
Метафизичность теории познания. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания - раздел Философия, Метафизичность Теории Познания. Фундаментальные Проблемы И Основные Категори...
|
Метафизичность теории познания. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания Метафизичность теории познания. Определение предмета теории познания представляет собой сложную задачу, вытекающую из сложности определения предмета метафизики как таковой.Дело в том, что все науки и даже конкретные отрасли фи¬лософского знания имеют более или менее ясно очерченные границы предметных областей, которые они изучают. По крайней мере всегда можно указать на «иное» их предметности в виде предметных облас¬тей других наук или философских дисциплин.
Так, совершенно ясно, что физическая предметность не есть предмет биологии, а предмет этики отличается от предмета религиоведения. Определив же метафизику как философское учение о первоосновах сущего, мы попадаем в совершенно другую и весьма противоречивую ситуацию.Любая вещь или процесс с необходимостью основываются на всеоб¬щих метафизических началах, и, стало бьпь, какую бы предметность мы ни выбрали в качестве материала для философских обобщений — звездное небо над головой, переживания собственной души или чемо¬дан, стоящий на столе, — она будет вполне пригодной для этого.
Везде бесконечные и вечные первоосновы бытия должны будут как бы про¬ступать, «светиться» сквозь временное и конечное предметное содер¬жание, разве что с разной долей очевидности. Это дает импульс процес¬су «обмирщения» (или «демократизации») метафизики, что особенно зримо проявляется как раз в современной философии.Что только не служит в ней отправной точкой для метафизической философской ре¬флексии — и газетная реклама, и одежда тележурналиста, и пристрас¬тие англичанина к бекону, и манера русских использовать ласкательные суффиксы для образования новых существительных Классические образцы такой «метафизики по поводу всего» можно найти у Ф. Ницше, позднего Л. Витгенштейна, В.В. Розанова.
Вместе с тем предметность метафизики превосходит любую кон¬кретную предметность, на которую мы направляем свой теоретичес¬кий взор. На то они и вечные первоосновы, чтобы не сводиться ни к одному из своих частных и временных предметных проявлений, а всегда бесконечно превосходить их. Отсюда — гораздо более распро¬страненная позиция в истории философии: предмет метафизики умопостигаем и требует особых методов для своего схватывания: умозрения, рефлексии, интуиции.
Здесь метафизика тяготеет не столько к обыденному и научному видам опыта, сколько к мистике, искусству и религии.В целом обе позиции в понимании предмета метафизики правомочны, оставляя нам возможность для личностного выбора и прояв¬ления своей философской индивидуальности. как невозможно строго и однозначно определить предмет метафизики в целом, также, в свою очередь, невозможно строго определить входящие в нее дисциплины и границы между ними. Свое понимание фундаментальных разделов метафизики, а также общую канву их исторических взаимоотношений мы обосновали выше. Теория познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и общей аксиологией.
Ее интересует взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта.
В отличие от онтоло¬гии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиоло¬гии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: как приобретается зна¬ние о бытии любого объекта и как оно с ним соотносится? Таким образом, мы можем уточнить дефиницию философской те¬ории познания следующим образом: гносеология (теории познания) есть философское учение о всеобщем в познавательных взаимоотношени¬ях субъекта и объекта.
Или в несколько иной, но, в принципе, равно¬ценной формулировке: гносеология есть философское учение о всеобщем во взаимоотношениях познающего сознания и бытия на которое сознание направлено. В вышеприведенном определении словосочетание «учение о все¬общем» наличествует неслучайно. Дело в том, что познавательный процесс изучают сегодня многие научные дисциплины.Помимо уже названных выше назовем такие, недавно сформировавшиеся научные направления, как нейролингвистика, теория искусственного интел¬лекта, кросскультурная психология. Они обладают своими особыми методами, языком, фактуальным базисом, сформировавшимся науч¬ным сообществом и т.д. Возникает естественный вопрос: а остается ли место для философского учения о знании в условиях столь бурного прогресса частных когнитивных дисциплин? Не является ли она ме¬тафизическим умозрительным анахронизмом, подменяющим строгие научные факты и обобщения сомнительными метафизическими спе¬куляциями? И здесь, при внимательном методологическом анализе, выясняет¬ся, что философское учение о знании просто-напросто жизненно не¬обходимо представителям частных научных дисциплин.
Во-первых, любая конкретная когнитивная наука основывается на всеобщих метафизических предпосылках в виде базовых теоретико-познавательных категорий.
Так, ни одна дисциплина, изучающая познавательный процесс, не обойдется без употребления категорий «ис¬тина», «познание», «сознание», «чувственное», «рациональное» и т.д. Осознание наличия таких категориальных смысловых оснований сво¬их наук, а также их дальнейшая разработка — удел крупных теорети¬ков, а не ученых-экспериментаторов.
Последние могут вовсе не осо¬знавать неявного философского фундамента, на котором покоятся их эмпирические построения.Именно с их стороны чаще всего и слы¬шатся пренебрежительные отзывы о философии. Серьезный же тео¬ретик всегда немного метафизик и гносеолог, ибо лишь теория позна¬ния способна выполнить функции систематической рефлексии над философскими основаниями частных наук и, соответственно, высту¬пить в роли их .методологического и мировоззренческого фундамента.
Во-вторых, благодаря своему всеобщему категориальному гносео¬логическому языку, природу которого мы еще рассмотрим ниже, фи¬лософия обеспечивает рациональный диалог между различными на¬уками, изучающими познавательный процесс, тем самым выполняя важнейшую интегративную функцию в условиях специализации и дифференциации современного научного знания.
В-третьих, все конкретные науки рассматривают познавательный процесс под определенными, строго фиксированными углами зре¬ния. Они «рассекают» единый объект в разных проблемных плоско¬стях. Философская же гносеология стремится дать целостное понима¬ние познавательного процесса, выполняя систематизирующую и обобщающую функции применительно к результатам, полученным в конкретных науках.Исходя из этого можно дать следующее уточняющее определение теории познания: гносеология есть всеобщее знание о знании или рефлек¬сия «второго уровня», где рефлексивному осмыслению подвергается не только сам познавательный процесс, но и знание, полученное при его ре¬флексивном анализе в частных когнитивных дисциплинах (рефлексия «первого уровня»). При этом не следует думать, будто только философия нужна кон¬кретным наукам о знании.
На самом деле она нуждается в них ничуть не меньше, чем они в философии.Факты науки служат материалом для глобальных теоретико-познавательных обобщений.
Научные факты и теоретические модели конкретных наук являются провероч¬ной инстанцией для философских универсальных построений.Союз философии и науки — это своеобразный «союз неба и земли», где те¬ория познания без «научной земли» рискует выродиться в произволь¬ную игру праздного метафизического ума, а частные науки о знании без «философского неба» могут легко скатиться на позиции бескрылого фактонакопительства или продуцирования общих схем, давно известных и чаще всего давно отвергнутых профессиональной фило¬софской мыслью.
Обратим здесь внимание читателя на одну очень важную закономер¬ность. В гносеологических исканиях XX в. наиболее серьезных и обще¬значимых результатов достигали те мыслители, которые были одновре¬менно крупными знатоками каких-то конкретных наук. Так, Э. Гуссерль был блестящим математиком, учеником К. Вейерштрасса. Э. Кассирер — великолепным знатоком истории науки.Будучи личным другом А. Эйнштейна, он написал философские исследования по квантовой механике и теории относительности, а также вошел в историю гумани¬тарных наук как создатель оригинальных концепций мифа и языка.
ПА Флоренский был не только гениальным богословом и философом, но искусствоведом, лингвистом и математиком. А.Ф. Лосев был компе¬тентнейшим филологом, математиком и теоретиком музыки.То же са¬мое будет справедливо и относительно других крупных гносеологов ушедшего столетия: Б. Рассела и Ж. Пиаже, А. Пуанкаре и К. Лоренца.
Однако философское учение о знании никогда не смогло бы вы¬полнить своих многообразных конструктивных функций относитель¬но науки и культуры в целом, если бы у него не было своих — вечных и имманентных — проблем, определяющих его своеобразие. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания.Существование таких вечных, в полном смысле слова стержневых проблем обеспечивает единство гносеологического знания в диахро¬ническом и синхроническом срезах, т.е. в историческом времени и в интеллектуальном пространстве современной культуры; позволяет философскому учению о знании за счет предлагаемых образцов реше¬ния этих проблем выполнять те функции, о которых речь шла выше. В самом деле, и Платон, и Фома Аквинский являются для совре¬менного теоретика как бы «вечными духовными спутниками и собе¬седниками», причем вовсе не по причине оригинальности их фило¬софского мировоззрения как такового или блестящего отражения в их творчестве духа античной или средневековой эпохи.
Этим они инте¬ресны историку философии и историку культуры.
Для гносеолога тек¬сты двух этих философских гениев привлекательны именно потому, что в них с редкой систематичностью и доказательностью предложены решения проблем, над которыми бьется его собственная теоретическая мысль.Почему чувственное знание менее надежно, чем рацио¬нальное, хотя именно последнее дальше отстоит от фактов непосред¬ственного опыта, а чаще всего даже противоречит им? Какова приро¬да общих идей, которыми пронизано наше психическое бытие начиная с младенчества, но которые не могут быть непосредственно позаимствованы нами ни из внешнего опьпа, ни даже из социального взаимодействия? Почему столь многое в нашей познавательной дея¬тельности определяет вера и как она соотносится с доказательным зна¬нием? Чем истина отличается от суетного человеческого мнения и нуждается ли истина в авторитетах? Такие вечные проблемы на то и вечные проблемы философии, что не могут бьпь окончательно разрешены силами индивидуального, пусть трижды гениального ума, но именно новые нюансы в формули¬ровках и глубина обоснования ответов — вот что имеет для нас непре¬ходящее значение. Творческое собеседование с великими по поводу вечных гносеологических проблем обеспечивает диахроническое единство теории познания.
В синхроническом же аспекте философское общение между представителями различных философских школ и направлений возможно только потому, что марксист и феноменолог, постмодернист и струк¬туралист, платоники гегельянец имеют общее проблемное теоретико-познавательное ядро, несмотря на все различия в их проблемных по¬лях и методах философствования. В вопросе, что есть сознание, сойдутся в продуктивном споре и сторонники марксистского взгляда на него как на отражение материального мира, и феноменологи, рас¬сматривающие сознание как конструктивную смыслопорождающую реальность особого рода. Совершенно ясно, что добиться полного совпадения взглядов сто¬ронников различных философских школ на то, какие проблемы отнес¬ти к разряду вечных и фундаментальных, вряд ли когда-нибудь удастся.
В самом первом приближении, не претендуя на полноту списка, к та¬ким вечным и всеобщим вопросам можно отнести следующие: Какова природа знания? Какими путями сознание субъекта добывает и проверяет знание об объекте? Что такое сознание человека, его генезис и структура? Как могут два разных сознания понимать друг друга или как воз¬можно со-знание? Как взаимодействуют различные виды знания, в чем причины их дифференциации и есть ли перспективы их синтеза? Существуют ли границы человеческого познания? Используя категорию истины, можно дать такое определение пред-метатеории познании: гносеология есть философское учение об истине и путях ее достижения.
Такое определение будет, пожалуй, наиболее точным и емким — именным, как говорил А.Ф. Лосев, поскольку вбирает в себя все предыдущие определения на правах подчиненных мо¬ментов.
В самом деле, главной целью и ценностью любой познаватель¬ной деятельности является получение не просто знания, а знания обладающего статусом истинного.
Философское же знание законо¬мерностей, определяющих познавательный процесс, значимо не само по себе, а лишь постольку, поскольку помогает получать истинное зна¬ние и избегать заблуждений.
Выступая как учение об основаниях бытия истины, теория познания формирует свой особый язык в виде системы философских категорий, т.е. предельных смысловых структур сознания, благодаря которым воз¬можно формирование любых его частных понятийных схем и посредст¬вом которых осуществляются акты рациональной философской рефлек¬сии над предметностью любого рода Помимо этого в конкретном смысловом содержании философских категорий, изменяющемся от эпо¬хи к эпохе, отлагается общественно-исторический опыт познания и пре¬образования мира человеком.
Ниже мы еще остановимся на различные типах категориальных структур, которыми оперирует сознание человека (логических, ценностных, экзистенциальных). Здесь же вычленим неко¬торые специфические черты собственно гносеологических категорий.
Во-первых, гносеологические категории носят преимущественно парный характер, определяясь друг через друга: истина — заблужде¬ние; сознательное — бессознательное; чувственное — рациональное; интуитивное — дискурсивное; субъективное — объективное и т.д. Ни¬каких более общих смысловых структур, никакого более общего язы¬ка еще никго не придумал, а потому определять гносеологические ка¬тегории через более общие понятия (через род и видовое отличие) попросту невозможно.
Их можно определять только через противопо¬ложную парную категорию, через свое «иное», как говорил Гегель. Поэтому всегда, когда мы хотим определить, что «есть истина», мы вынуждены в первую очередь указать, что истиной не является, т.е. тем или иным образом ввести категорию «заблуждение». Во-вторых, никакие предельные категориальные полюса мысли не могут бьпь устранены волевым актом.Их отрицание утверждает их же. Так, говоря, что «истины нет», я тем самым претендую на истину. Это свойство носит название саморефлексивности философских категорий.
В-третьих, какое бы частное понятие мы ни ввели в любой науке, какое бы знание мы ни сделали объектом рациональной теоретико-по¬знавательной рефлексии, мы в любом случае будем внутри смысловой «категориальной сферы», где предельным языком все равно окажется язык гносеологических категорий.За ее пределами лежат только раз¬личные виды интуиции и акты личностного волеизлияния. Даже если мы желаем дать рациональную интерпретацию, например, феномену мистического опыта, то разговор о нем мы будем с необходимостью ве¬сти на языке гносеологических категорий и в пределах смысловой сфе¬ры, которую они очерчивают.
В-четвертых, категориальные гносеологические пары системно ре¬флексивны, т.е. содержательный анализ любой пары категорий (напри¬мер, сознательное — бессознательное) заставляет рано или поздно об¬ращаться к содержанию других категориальных пар (к категориям чувственного и рационального, опосредованного и непосредственного и т.д.). Отсюда получает свое естественное объяснение неистребимая жажда строить целостные философские системы категорий, ибо, потя¬нув за отдельную смысловую «категориальную ниточку», мы с необхо¬димостью начинаем разматывать весь категориальный «клубок». В-пятых, на языке гносеологических категорий формулируются вечные проблемы теории познания и на нем же даются варианты их ответов.
Любой новый философский «новояз», если он носит обще¬значимый и обоснованный характер, всегда в конечном счете обна¬руживает свой производный характер от тех или иных базовых фи¬лософских категориальных структур, относительно инвариантных во всех философских традициях, включая индийскую и китайскую.
При этом влияние национального языка на категориальный язык философии (и на характер философствования вообще) несомненно и существенно, его нельзя недооценивать, но ни в коем случае не следует и переоценивать, ибо абсолютизация роли национального языка в познании приводит к ряду фактических несообразностей (типа невозможности взаимопонимания между субъектами позна¬вательной деятельности, говорящих на разных языках, чего на са¬мом деле нет) и логических противоречий, ибо если познающая мысль и ее категориальные структуры полностью определяются структурами национального языка говорящего, то он должен воз¬держиваться от любых универсальных философских суждений о по¬знании и его закономерностях.
Но ведь именно такое суждение он и выносит Все вышеизложенное вовсе не означает, что в познании и в его фи¬лософском осмыслении важны лишь язык философских категорий и структуры естественного языка.
На самом деле как в познавательной деятельности, так и в рефлексии над ней весьма важен язык символов и метафор. Их важная роль в различных областях познавательной де¬ятельности в настоящее время не вызывает сомнений, а когнитивная роль метафор в философском творчестве общеизвестна.Примени¬тельно же к философским исследованиям познания достаточно вспомнить знаменитые гносеологические символы: «пещеры» Плато¬на, «мельницы» Г.В. Лейбница или «статуи» Э.Б. Кондильяка.
Сим¬вол и метафора помогают предварительно освоить проблемные поля, еще недоступные для четкого рационального анализа; облегчают по¬нимание трудных концептуальных вещей, актуализируя нашу фанта¬зию и продуктивное воображение.Их роль трудно переоценить при построении разного рода наглядных моделей и проведении мыслен¬ных экспериментов в науке и философии. Наконец, обращение к символу, метафоре и притче — излюбленный прием передачи этичес¬кого, мистического и религиозного видов знания.
Подчеркнем, однако, один принципиальный момент: для рацио¬нального понимания любой объектности всегда необходимо обраще¬ние к вербально-логическому мышлению, в основании которого всегда явно (или неявно) лежат предельные категориальные смыслы.С этих позиций можно утверждать, что язык философских (в том числе и гносе¬ологических) категорий есть универсальный и всеобщий язык, лежащий в основании всех других языков рационального познания, будь то естествен¬ный или искусственный язык, язык метафор или язык символов.
Таким образом, единство фундаментальных (вечных) теоретико-познавательных проблем и единство категориального языка, лежаще¬го в основании их формулировок и решений, задают единство гносе¬ологии в диахроническом и синхроническом аспектах.При этом существовало и существует огромное разнообразие теоретико-познанательных стратегий, а также частных гносеологических языков и ме¬тодов.
К их анализу мы теперь и переходим. Литература 1. Алексеев П.В Панин А.В. Теория познания и диалектика. М 1991. Аристотель. Соч.: В 4т. М 1976. Т 1. 2. Барт Р. Мифологии. М 1996. 3. Кондильяк Э. Соч.: В Зт. М 1982. Т2. 4. Коршунова Л.С, Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М 1989. 5. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М 1980. 6. Теория метафоры. М 1990.
– Конец работы –
Используемые теги: Метафизичность, Теории, познания, Фундаментальные, проблемы, основные, кат, рии, Теории, познания0.116
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Метафизичность теории познания. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов