Реферат Курсовая Конспект
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ - раздел Философия, Тексты Лекций Учеб...
|
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Философия – это концептуализированная система взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру.
Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом:
1. Как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
Литература.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Гл.1.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Введение, п. 2.
3. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2002. Гл. 1, п.2.
4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Введение.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Что такое «мировоззрение»?
2. По каким параметрам различаются уровни мировоззрения, и почему философия возникает лишь на втором уровне?
3. В чём сходство и в чём различие философии и других форм мировоззрения (мифологии, религии и т. д.)?
4. Что сближает философию с наукой и что отличает от науки?
5. Какими основными чертами обладает философское знание?
6. Какой смысл заключён в понятии «философская рефлексия»?
7. Как классическая философия понимала свой предмет?
8. Современная философия о предмете философского знания. Основные подходы.
9. Какие функции выполняет философское знание?
10. Назовите основные разделы философии. На чём основано их разнообразие?
11. Что такое «философия»?
12. Как определяется место философии в жизни человека и общества?
РАЗДЕЛ 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ФОРМЫ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Немецкая классическая философия развивалась сравнительно недолго – с 80-х годов XVIII столетия по 1831 год (год смерти Гегеля). Однако она, оказавшись вершиной новоевропейской философии, вобрав в себя все ее достижения и развив их дальше, оказала огромное влияние на дальнейшую историю философии.
Величайшими достижениями немецкой классической философии была разработка идей диалектики, проблем гносеологии, учения о человеке, проблем этики и эстетики с опорой уже на новый, более высокий уровень развития наук.
Родоначальником немецкой классической философии был Иммануил Кант.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Какие главные факторы явились основанием для возникновения философии?
2. В чем духовные традиции Востока проявились в древневосточных философских учениях?
3. Какими отличительными чертами обладала атичная философия? Что означает понятие «классическая философия»?
4. Какова проблематика ранней древнегреческой философии?
5. Характерные черты и значимость классического периода атичной философии. Как решались проблемы субстанции, устройства мира и способов его познания в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита?
6. Особенности средневековой философии. Основные положения патристики, схоластики.
7. Почему новоевропейская философия означала новый период в развитии философии? В чем проявился ее классический характер?
8. Назовите основные философские направления, получившие распространение в XVI- XVIII вв. в Европе.
9. Чем определяется исключительная роль Ф.Бэкона в развитии новоевропейской философии?
10. Почему учение Б.Спинозы получило название пантеизма, а философия Р.Декарта – дуализм?
11. На чем основаны концепции Д.Беркли и Д.Юма? Представителями какого направления в философии они являлись?
12. Почему новоевропейский материализм характеризуют как метафизический?
13. Какой вклад внес И.Кант в развитие философии?
14. Оределите отличие философских систем И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля.
15. Почему материализм Л.Фейербаха называется «антропологический»?
16. Какое название получил материализм марксизма и почему?
17. Назовите своеобразие русской философии. В чем оно проявилось на ранних этапах ее развития и в дальнейшем?
18. Приведите основные положения учения Вл. Соловьева.
19. Какие изменения произошли в современной философии?
20. Из каких принципов исходил неопозитивизм в обосновании своих положений?
21. Круг каких проблем включает постпозитивизм?
22. Что вкладывает герменевтика понятие «герменевтический круг»?
23. Каковы «глубинные механизмы» человеческого поведения, по З.Фрейду?
24. Как понимает человека и его место в ире экзистенциализм?
РАЗДЕЛ 3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Какой смысл несёт в себе понятие «картина мира», и каково его значение для деятельности человека?
2. Проведите различие между философской картиной мира и мифологической, религиозной, научной.
3. Чем определяется содержание понятия «бытие»?
4. Что лежит в основе многообразия форм бытия?
5. По какому основанию различаются монизм и плюрализм?
6. Дайте понятия материализма и идеализма.
7. Как определяется диалектика и в чём её отличие от метафизики?
8. На каких позициях стоят детерминизм и индетерминизм?
9. Как решалась проблема субстанции в философии?
10. Как определить понятие движения?
11. Выделите основные характеристики движения.
12. Что такое «релятивизм»?
13. В каких основных формах существует движение? В чём заключается особенность социального движения?
14. Каково соотношение движения и покоя?
15. Определите понятия и основные свойства пространства и времени.
16. Чем обусловлены особенности социального пространства и социального времени?
17. Что означает понятие «диалектика»?
18. Раскройте основные принципы диалектики.
19. Что раскрывают категории диалектики? Покажите на примере каких-либо парных категорий.
РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. В чём отличие философского подхода к понятию сознания от научного?
2. Опишите понимание сознания в идеализме, материализме, вульгарном материализме.
3. Какова сущность сознания?
4. На чём основана специфика гносеологического и онтологического подходов к сознанию? На каком из них делает упор философия?
5. Какие факторы определяют содержание сознания?
6. Что такое «отражение»? Назовите его основные формы и черты.
7. Какова особенность отражения на уровне человеческого сознания?
8. Как определить «бессознательное» и какова его роль?
РАЗДЕЛ 5. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. В чём особенность философского подхода к человеку?
2. Что означает «деятельностная сущность» человека и каков механизм ее реализации?
3. Существует ли биологическая запрограммированность человека?
4. Почему человек по отношению к природе выступает как субъект?
5. Какова роль духовности в жизнедеятельности человека?
6. Как связаны понятия «индивидуальность» и «личность»?
7. Как решается проблема соотношения «внутреннего» и «внешнего» в личности?
8. В чём ограниченность биологизаторских концепций человека?
9. Какие основания имеет свобода человека и в чём она заключается?
10. Что означает понятие «внутренняя свобода»?
11. Почему свобода предполагает ответственность?
12. Какие способы решения проблемы смысла человеческого существования предлагает философия?
РАЗДЕЛ 6. ПОЗНАНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Что является главной задачей гносеологии?
2. Какие формы агностицизма можно выделить?
3. В чём различие сенсуализма и рационализма?
4. Что такое «эмпиризм»?
5. Какова роль чувственности и мышления в индивидуальной познавательной деятельности?
6. Что представляет собой интуитивное познание?
7. Выделите основные идеи деятельностной концепции познания К.Маркса.
8. Как протекает связь субъекта и объекта в процессе познания?
9. Чем обусловлено содержание знания?
10. Что такое «истина»? Какие основные подходы в гносеологии к определению этого понятия Вы назовёте?
11. Каков критерий истины?
12. Объясните, в чём состоит объективный характер истины?
13. Почему истина относительна?
14. Возможна ли абсолютная истина?
15. В чём особенность научного знания и научного познания?
16. Какие формы и методы эмпирического и теоретического уровней научного познания можно выделить?
РАЗДЕЛ 7. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ.
ФОРМЫ ЦЕННОСТНОГО ОСВОЕНИЯ БЫТИЯ.
Деятельность человека пронизана духовностью, поэтому необходимо рассмотреть более детально некоторые из форм духовного освоения бытия.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Как определяется общество с точки зрения философии?
2. Обозначьте основные черты общества как системы.
3. Выделите критерии определения строения общества как сверхсложной системы.
4. Чем отличаются и что имеют общего понятия общества с точки зрения М.Вебера, Э.Дюркгейма и К.Маркса?
5. По какому критерию различаются основные сферы общества?
6. Определите основное содержание и место в общественной системе каждой из сфер. Раскройте их взаимосвязь.
7. Что включает в себя понятие общественного сознания и чем обусловлено его содержание?
8. Почему общественное сознание имеет сложную структуру?
9. По каким признакам различаются формы общественного сознания?
10. Что означает понятие «социальный детерминизм»?
11. В чём состоит особенность формационного и цивилизационного подходов в решении проблемы развития общества?
12. Каково основное содержание процесса развития общества и что лежит в его основе?
РАЗДЕЛ 8. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Как исторически развивалось понятие культуры?
2. Назовите основные подходы к понятию культуры в современной литературе.
3. Каково строение культуры с точки зрения деятельностного подхода?
4. Выделите основные виды культуры и их содержание.
5. Раскройте взаимосвязь элементов культуры.
6. Что такое «диалог культур»?
РАЗДЕЛ 9. ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Назовите основные черты постиндустриального общества.
2. Почему современное общество называют еше информационным?
3. Раскройте понятие технократизма. В чем его негативная роль для современного человека?
4. В чём причина появления технического алармизма?
5. На каких основаниях строит свои рассуждения культуркритицизм?
6. Какие проблемы современного человека вызваны бурным развитием науки и техники?
7. Согласны ли Вы с авторами, которые предлагают свои решения проблемы соотношения социального и «инструментального»?
8. Какие проблемы современности получили название «глобальных»? Каковы причины их возникновения?
9. Назовите современные основные глобальные проблемы.
РАЗДЕЛ 10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. В чём специфика философского предвидения в отличие от научного?
2. Какие основные философские аспекты возможности предсказания будущего следует отметить?
3. Почему ориентация лишь на биологическое изменение человека не может в полной мере раскрыть перспективы его развития?
4. Какой смысл заложен в идее «гуманизированной техники»?
5. На чём основаны идеи эволюционизма?
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную всеобщность, т.е. субстанцию.
Абстракция – формирование образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т.е. путём использования лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных.
Агностицизм – философское учение, согласно которому невозможно познание сущности материальных вещей.
Аксиология – учение о природе ценностей, их месте в человеческой жизнедеятельности.
Анализ – процедура мысленного, а также реального расчленения предмета, процесса на части.
Апейрон – термин древне-греческой философии, означающий «бесконечное».
Апостериори – знание, полученное из опыта.
Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бытие – философская категория, обозначающая действительность в её качественной определённости.
Возможность – объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличиии условий для его возникновения.
Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Время – всеобщая форма бытия, выражающая его длительность и последовательность смены состояний систем и процессов в мире.
Вульгарный материализм – течение в философии, представляющее сознание как разновидность материи.
Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества, от которых зависит дальнейший социальный прогресс.
Государство – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом.
Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы природы познания и его возможностей, всеобщие законы познавательной деятельности.
Гуманизм – система воззрений, признающая человека как главную ценность социального развития.
Движение – способ существования бытия как изменение вообще. его всеобщий атрибут.
Дедукция – процесс логического вывода, т.е. перехода по правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям.
Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, далее не вмешивается в закономерное течение его событий.
Действительность – объективная реальность как актуально наличное бытие, как единство сущего и существования, реализующее определённые возможности.
Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях становлении, развития бытия и познания. Основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Заблуждение – несоответствие знания сущности объекта, субъективного образа – объективной действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики.
Закон – необходимое, существенное,устойчивое повторяющееся отношение между явлениями.
Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Идеализация – мысленное конструирование понятий об объекте, несуществующего в действительности, но имеющего прообраз в реальном мире.
Идеализм – философское напраление, утверждающее, сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно.
Идеальное – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.
Индетерминизм – учение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, сложившееся на основе общего и особенного.
Индукция – вид обобщения, связанный с вероятным предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта.
Интуиция – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Иррационализм – течение в философии, которое, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания.
Истина – адекватное отражение объекта субъектом, соответствие знаний действительности.
Картина мира – закреплённые в определённых понятиях свойства мира и отношени к нему человека.
Культура – система образцов человеческой жизнедеятельности, выражающая специфически человеческий способ отношения к миру.
Личность – мера присвоения человеком социальной сущности в данных социокультурных условиях.
Материализм – философское направление, которое считает первичным материю, природу, а сознание, дух, психическое вторичным как свойство материи.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них.
Метафизика – противоположный диалектике подход к пониманию мира, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к миру и к самому себе.
Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.
Монизм – способ рассмотрения многобразия явлений мира по принципу одного начала, единой основы (субстанции).
Мышление – высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей действительности.
Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей познавательной деятельности.
Наука – сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.
Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Состояние, противоположное бытию.
Необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи.
Общество – система общественных отношений, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей.
Объект – явления действительности, которые преобразуются под воздействием человека и становятся предметом познания.
Объективный идеализм – признание духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.
Онтология – учение о бытии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
Ответственность – философско-социологическое понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир (природу).
Парадигма – модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.
Познание – высшая форма регулятивной деятельности человека, связанная с созданием идеально-знаковых систем и с осознанием направленности субъекта к внешнему миру.
Понятие – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.
Практика – материальная, общественная, целеполагающая деятельность людей по преобразованию окружающего мира.
Причина – взаимодействие двух или нескольких явлений, порождающее другое явление.
Прогнозирование – вероятное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем.
Прогресс – развитие, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Пространство – всеобщая форма бытия, характеризующая протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов системы.
Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития мира и познания.
Развитие – необратимое, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания.
Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.
Синтез – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в познании.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство.
Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности.
Сознание – высший уровень психической активности человека как осознание бытия, субъективный образ объективного мира.
Субстанция – сущность, нечто лежащее в основе мира.
Субстрат – совокупность относительно простых образований, взаимодействие которых обусловливает свойства систем и процессов.
Субъект – человек, группа людей, общество в целом как носители активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания.
Субъективный идеализм – признание сознания человека как первоначала мира.
Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия.
Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение явлений.
Техника – система искусственных органов деятельности общества.
Трансцендентальный – аспекты бытия, выходящие за сферу человеческого опыта.
Философия – высшая форма мировоззрения, вырабатывающая целостное миропонимание, осознания человеком своего «Я» и своего места в мире.
Фатализм – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Решение проблем бытия
Сократ
бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из предмета философского познания, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не с бытием, но со знанием о бытии. И это знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины. Прекрасное, согласно Сократу, существует само по себе, объективно и независимо. Сократ считал бытие не может вступать ни с чем ни в какие отношения, поэтому оно неизменно, непреходяще, неподвижно, недробимо и т.д. Бытие как предмет интеллектуального созерцания дано непосредственно и никакого опосредования в себе не содержит. Всякое опосредование, всякая связь бытия с чем-то другим и определение через это другое, есть релятивизация (отказ от придания чему-либо абсолютного значения).
Демокрит
Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое . Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие. Возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии. Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить.
Платон
Единство, неделимость, неизменность он нашел в мире идей. Значит, идеи (эйдосы) — это и есть подлинное бытие. А все то, что движется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный мир, — это небытие. Таким образом, Платон не только сохранил парменидовские характеристики бытия (вечность, абсолютность, неизменность и пр.), но и сумел связать мир идеального бытия с привычным нам миром вещей. Идеи присутствуют в вещах, выполняют функции образца, цели и понятия вещи. Чтобы объяснить вещь, надо найти ее идею, иначе говоря — понятие, т.е. то общее, устойчивое, постоянное в ней, что дано только разуму, а не чувствам. Значит, только он в состоянии «схватить» сущность вещей; за изменчивым и разнообразным материальным миром разглядеть нечто постоянное, абсолютное, единое, т.е. реальное бытие..."
– Конец работы –
Используемые теги: учебной, дисциплины, Философия, тексты, лекций0.075
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов