Человечество на пороге новой парадигмы

Министерство Российской Федерации по Атомной Энергии Московский Государственный Инженерно-Физический Институт Технический Университет Отделение 6 Аспирант Инженер РФЯЦ-ВНИИТФ Щербина В.А. Преподаватель старший преподаватель Волченкова М.Б. Снежинск 1997 г. Содержание Содержание2Введение31. Смена форм культуры1.1 Формы культуры1.2 Цикличность форм культуры72. Циклы цивилизации2.1 Учение про цикличность развития2.2 Перемены на границах циклов103. Эпоха великого кризиса11Заключение14Литература16 Введение Человечеством с давних пор владеет стремление понять смысл своего существования, уловить хоть какие-то закономерности в движении великих и малых цивилизаций.

Не прекращаются и видимо никогда не прекратятся попытки мысленно проникнуть в будущее, уловить его характерные черты в сегодняшнем дне. Особенно отчетливо это проявляется в переломные периоды истории.

Двадцатый век - столетие великого кризиса, который видимо захватит и начало нового века. Для нашего столетия характерна эсхатологичность массового сознания, предчувствие коренного перелома, глобального сдвига в фундаменте человеческой культуры, впечатление приближающегося конца света. В социологии даже появился термин предтысячелетнее напряжение pre-millennial tension, PMT, характеризующий массовые страхи ожидания конца света и проявляющиеся в самых различных формах, как то рост некроманических культов в бывшем СССР, убежднность массового сознания в Америке и Британии в реальности рассказов о сатанинских ритуальных детоубийствах и т.д. 1. Именно РМТ заставляет с особой остротой и страхом относиться к сообщениям о вирусах СПИДа, Эбола, коровьего бешенства и др. По словам финского исследователя П.Кууси, никогда прежде мысль о надвигающейся гибели не владела так прочно и настойчиво нашими умами, как это происходит сейчас 2, с.238. Поэтому нам близки и понятны стремления лучших умов человечества на основе анализа прошлого и настоящего предсказать дальнейшую судьбу современной цивилизации. Очень интересными в этом отношении являются идеи выдающегося русского и американского социолога П.А.Сорокина, выдвинутые им в фундаментальном труде Социальная и культурная динамика и более поздней работе Кризис нашего времени.

По его мнению всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность.

Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления менталитета - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность.

Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимосвязаны в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации3, с.1.

Смена форм культуры

Смена форм культуры. Характерной чертой идеациональной системы истины является сосредоточен... Наконец, наш разум логически или диалектически может прийти к ряду вес... Чувственные этические нормы признают в рафинированной или грубой форме... Если они служат целям счастья, то они принимаются, если нет, то напроч...

Цикличность форм культуры

Применяя к рассмотренной последовательности смены различных форм культ... ИнтуицияСенсорикаИнтуицияСенсорика-1000 -500 0 500 1000 1500 2000 Как ... Убедившись, что приведенная диаграмма на значительном отрезке времени ... Философ и историк Л.П.Карсавин называет такое существо симфонической л... Рассматривая одну такую пару признаков сенсорика - интуиция и детально...

Циклы цивилизации

Циклы цивилизации 2.1.

Учение про цикличность развития

Учение про цикличность развития. В соответствии с эзотерической традиц... Такой переход сопровождается острым кризисом, который охватывает как о... Все циклы развития имеют подобную структуру, поскольку состоят из четы... Далее следует фаза Серебряного века или Трета-юги, во время которого н... К концу фазы система настолько далеко отходит от Божественного принцип...

Перемены на границах циклов

Перемены на границах циклов. Начало этого цикла привязывается к 5966 году до н.э что соответствует ... Переломы эпох циклы, продолжительностью около 1600 лет сопровождаются ... до н.э. до н.э.

Эпоха великого кризиса

О кризисе говорят средства массовой информации и учебные пособия 4, c.... Что случилось с природой В нее вторгся человек Наша несостоятельность ... Вместо того, чтобы поднимать массы до собственного уровня, оно, наобор... Оно аморально и асоциально, а ещ чаще развратно, антирелигиозно и анти... 3.

Заключение

Заключение Каждый перелом циклов развития человечества сопровождается кризисом, который завершается научно-техническим, технологическим и мировоззренческим прорывом.

Причм, чем более длительный цикл, тем более глобальны перемены на его переломе. В настоящее время человечество находится на завершающих этапах одновременно трх циклов разного порядка. Поэтому и перемены предстоят наиболее глубокие. Во-первых, мы находимся на стадии завершения 800-летнего этапа доминирования чувственной культуры.

Перемены, вызванные сменой форм культуры, очень глубоки. Среди прочего можно ожидать, что получат равноправный статус не только сенсорные опыт, эксперимент и логические анализ, дедукция методы познания, но также интуитивные прозрение, откровение и этические эмпатия и др Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках.

Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего Сорокин П Во вторых, мы находимся на завершающей стадии 1600-летней современной эпохи. Последний перелом 1600-летнего эпохального цикла сопровождался крушением античной цивилизации, гибелью Древнего Рима и появлением на его обломках новых государств.

Как тут не сравнить с крушением Советского Союза и его мини-аналогов Югославии и Чехословакии. С гибелью античной цивилизации произошла и смена мировоззрения, которая выражалась среди прочего в победе и утверждении монотеизма, а также гибели рабовладельческого и создании основ феодального общества. Подобная трансформация ожидается и сейчас нам предстоит пережить кризис и гибель современной цивилизации, и рождение на е осколках новой. В третьих, мы находимся на завершающей стадии 7980-летнего глобального цикла.

Последний перелом данного цикла, происходивший в VI тысячелетии до нашей эры, носит название неолитической революции грандиозный процесс комплексного преобразования общественной жизнедеятельности. Люди впервые начали сотрудничество с природой, перестав быть только потребителями ее благ, прейдя от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Неолитическая революция представляла собой почти одновременное и, по историческим меркам, почти одномоментное осуществление трех радикальных прорывов мировоззренческого, организационного и технологического. 1. Мировоззренческий прорыв ведическое учение.

Наведение порядка в обществе началось с наведения порядка в головах людей. Это было осуществлено благодаря мощному мировоззренческому и религиозному импульсу, ядром которого стало учение Вед. Его центральные идеи наличие Бога-Творца, единство всего сущего, космос как живой организм, верховенство морального закона, бессмертие человеческой души, святость труда земледельца.

Жизненный оптимизм, ясность и сила нового мировоззрения смогли объединить людей в условиях тотальной дезорганизации, одолеть страх и растерянность. 2. Организационный прорыв кастовое устройство. Организационный прорыв проявился в форме структурирования общества согласно кодекса Ману. Его главная идея в том, что социум это целостный организм, в котором люди имеют врожденные способности к выполнению четырех основных социальных функций 1 миропостижение 2 государственное управление и вооруженная защита 3 торговля 4 работа. Такое представление о человеческой природе было воплощено в системе четырех социальных подсистем т.н. каст от лат. castus чистый, выдержанный, свободный. 3. Технологический прорыв производство.

В первую очередь он заключался в переходе к земледелию и скотоводству. Охотнику, вооруженному луком, чтобы прокормить себя, нужна территория около 20 квадратных километров. Однако этой территории достаточно для существования сотни земледельцев. Переход к новым формам хозяйствования стал возможным благодаря усложнению мышления.

Для охотника действия земледельца и скотовода казалась бессмысленными, ведь человек бросал в землю пригодное для пищи зерно, кормил и защищал животных вместо того, чтобы их убивать и съедать. Революция неолита, вырвавшая эволюцию из тисков верхнепалеолитического кризиса, это не только переход от присваивающего к производящему хозяйству, но и качественно новый тип интеллекта, беспримерная организация межплеменных отношений, смена нормативного геноцида и людоедства зачаточными формами эксплуатации человека человеком воинственные и сельскохозяйственные племена 15. Грядущая трансформация человеческого бытия будет не менее революционной, чем 8 тысяч лет назад.

Она также будет сопровождаться мировоззренческим, организационным и технологическим прорывом. В противном случае, человечество, подошедшее к исчерпанию своей экологической ниши, ждт деградация и возможная гибель, как биологического вида.

Литература

Литература 1. An end and a beginning.

The Economist, january 4th, 1997 p.87-89 2. Кууси П. Этот человеческий мир Москва Прогресс, 1988. 3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество Москва Политиздат, 1992. 4. Рыбьев А. Динамика цивилизации. О психоинформационных аспектах развития культуры Полтава-Кив НТ Спiльна дiя, 1994. 5. Каганець I. Укранська нацiя з погляду етносоцiонiки Кив Лабораторiя соцiнiки Кивського Державного Унiверситету, 1993. компютерна серiя Анонс. 6. Соцiонiка Час Украни Тернопiль Рухiнформцентр, 1991. 7. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра Москва Политиздат, 1991. 8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа Москва Книга, 1991. 9. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке Москва Ренессанс, 1992. 10. Чмихов М.О Кравченко Н.М Черняков I.Т. Археологiя та стародавня iсторiя Украни курс лекцiй Кив Либiдь, 1992. 11. Продум М. Нацiя золотих комiрцiв. Психоiнформацiйна концепцiя Украни Тернопiль СМП Мандрiвець, 1994. 12. Каганець I. На порозi ново парадигми, або фiзичнi пiдстави езотеричних циклiв Кив НТ Спiльна дiя, 1995. 13. Чмихов М.О. Давня культура Навч. посiбник Кив Либiдь, 1994. 14. Каганець I. Iдеологiя XXI Кив НТ Спiльна дiя, 1996. 15. Назаретян А.П. Homo militaris и Homo moralis.

Знание - сила, 6, 1996 с.77-79. P.S. Некоторые работы данного автора можно найти 1. Щербина А.Н Щербина В.А. Соционика один из методов снижения числа должностных ошибок.

АТОМ 1, 1995. httpns.vniief.rupublicationatom195.htm 2. Щербина А.Н Щербина В.А. Безопасность АЭС. Восстановление доверия. Научный Информационно-Методический Бюллетень Ядерного Общества России, 4, 1996. 3. Щербина В. О целесообразности соционического типирования при профилактическом медицинском обследовании.

Сб. Психоинформатика в современном мире Киев, 1997 4. Щербина В. Последняя Великая Держава. Надолго ли Сб. Психоинформатика в современном мире Киев, 1997 5. Щербина В. Психоинформационные методы снижения числа должностных ошибок.

Сб. Психоинформатика в современном мире Киев, 1997 6. Каганець Щербина В. Всезагальна дезнтеграця. Розбудова держави, 1-2, 1998 на украинском языке www.perehid.kiev.ua7.html 7. Каганець Щербина В. Принцип домно. Перехд-IV, 1, 1998 на украинском языке www.perehid.kiev.ua5.html 8. Щербина В. АЭС психоинформационные методы комплектования кадров. Научный Информационно-Методический Бюллетень Ядерного Общества России, 3, 1998.