Философия искусства Шеллинга

Российскийхимико-технологический университет им.Д.И.Менделеева кафедрафилософии РЕФЕРАТ по теме Философияискусства Шеллинга Выполнил аспирант кафедры физической химии МуковозовИ.Э.Проверил Александров МОСКВА.1995ПЛАН РЕФЕРАТА 1. Введение2. Основные философские трудыШеллинга3. Философия искусства 3.1. Метод конструирования 2. Принцип историзма 3. Красота и искусство 4. Искусство и мифология 5. Идеальный и реальный ряды в искусстве 6. Музыка и живопись 7. Архитектура и скульптура 8. Поэзия лирика, эпос и драма 8.1 Роман 2. Трагедия 3. Комедия4. Заключение5. Использованная литература1. Введение Содержание работы Шеллинга Философияискусства было хорошо известно немецкой интеллигенции на рубеже XVII-XIX вв т.е.почти в самый разгар романтического движения в Германии.

Труд Шеллинга составляетопределенную часть этого движения и вместе с тем является целым этапом в развитиинемецкой классической эстетики от Канта до Гегеля.

Общеизвестно влияние Шеллингана эволюцию искусства и литературы, а также эстетической мысли Франции, Англии,России и других стран. В своих исследованиях Шеллинг опираетсяна национальные философско-эстетические традиции, в особенности на доктрины Канта,Шиллера и Фихте. Так, он усваивает и пересматривает кантианский принцип автономииэстетического, тезис Фихте о том, что эстетическое делает трансцендентальную точкузрения общей он полностью приемлет концепцию возвышенного Канта-Шиллера, а в рассужденияхо различии античного и современного искусства исходит из шиллеровской концепциинаивной и сентиментальной поэзии.

В конце концов переход Шеллинга от субъективно-идеалистическойфилософии Фихте к объективному идеализму произошел под воздействием Шиллера. У Шеллинга социально-политическая и эстетическаяпрограмма романтизма нашла наиболее систематизированное и обобщенное выражение.2. Основные философские труды Шеллинга Как и другие романтики, Шеллинг в молодостиувлекался Французской революцией.

Вместе с Гельдерлином и Гегелем он сажал деревосвободы в бытность студентом Тюбингенского богословного института. Как и другиеромантики, Шеллинг вскоре разочаровался в революции и пришел к возвеличиванию германскогореакционного государства и церкви. В 40-х годах он был приглашен в Берлинский университетдля борьбы с левыми гегельянцами. Его имя становится символом политической и идеологоическойреакции.

Наиболее плодотворным в деятельностиШеллинга был период, когда он создал натурфилософию. Используя естественнонаучныеоткрытия конца XVIII в он в своей Философии природы формулирует мысль о том, что бессознательно-духовная природа благодаря наличию динамических противоположностейразвивается по определенным ступеням, на одной из которых появляются человек и егосознание. Это положение было направлено против субъективно-идеалистической философииФихте, которой Шеллинг первоначально увлекался.

Заслуга Шеллинга состояла в том, что он создал учение о диалектическом развитии природы. Шеллинг полагал, что вслед за вопросомо возникновении сознания следует поставить вопрос о том, как сознание интеллигенция становится объектом, который существует вне субъекта и с которым согласуется представлениепоследнего. Эту проблему философ исследует в Системе трансцендентального идеализма 1800 . Здесь рассматриваются различные ступени развития сознания.

Особое вниманиеуделяется интеллектуальной интуиции. Последняя представляет собой не что иное, как непосредственное созерцание разумом своего предмета. Интеллектуальная интуицияродственна эстетическому созерцанию, при этом способность к ней - удел не всех, а лишь одаренных умов. Так у Шеллинга возникает эзотерическая теория познания, котораяпроникнута характерным для романтиков аристократизмом.

На данном этапе философского развитияШеллинг разрабатывает основные эстетические проблемы. Этому посвящены Система трансцендентальногоидеализма , Философия искусства и мюнхенская речь Об отношении изобразительныхискусств к природе 1807 . Анализируя эстетические идеи Шеллинга, обычно ссылаются на Систему трансцендентального идеализма и речь в Мюнхене. Иногдапривлекают лекции О методе академического изучения. Дело в том, что именно этитруды были опубликованы при жизни Шеллинга.

Философия искусства, как правило, не рассматривается. А между тем в этом труде есть целый ряд интересных моментов.3. Философия искусства Философия искусства возникла тогда, когда в философском развитии Шеллинга явно обозначился поворот к религиозно-мистическимидеям, отразившимся в диалоге Бруно 1802 и работах О методе академическогоизучения 1803 и Философия и религия 1804 . Здесь Шеллинг делает попытку согласоватьсвою философию с христианской религией. Воплощение Христа представляется ему вечнойэманацией конечного и бесконечного.

Цель христианства, по Шеллингу, состоит в постепенномслиянии религии, философии и искусства. Поворот к религиозному мистицизму нашелотражение в Философии искусства. Однако в этом труде сохранились еще многие идеи, которые были сформулированы Шеллингом в ранний период его деятельности, в частностив период его занятий философскими проблемами естествознания. Исходным пунктом для Философии искусства является объективный идеализм.

В основе всего сущего лежит абсолютное как чистаяиндифференция, неразличимое тождество реального и идеального, субъективного и объективного. В абсолютном погашены все различия. По остроумному замечанию Гегеля, абсолют представляетсяШеллингу в виде ночи, где, как говорится, все кошки серы. 1.

Метод конструирования

Метод конструирования. Искусство - это как бы завершение мирового духа, в нем находят объедин... 3.2. Принцип историзма Идея целостного рассмотрения всех явленийискусства н... Замысел философа, однако, немог быть осуществлен.

Красота и искусство

Определение дедуцированной из абсолютакрасоты совпадает для Шеллинга с... Такое совпадение не случайно. Для Шеллингаобласть искусства в основном ограничивается воспроизведени... Ведь генийтворит подобно природе. В сущности творческий процесс представляется Шеллингу какпроцесс неосо...

Искусство и мифология

Шеллинг изложил концепцию мифологии всистематической форме в Философии... Так, сопоставлениеантичной и христианской мифологии приводит философа ... Если последняя отсутствует, то, по мнению Шеллинга, художниксам создае... Реальный ряд представлен музыкой, архитектурой, живописью и пластикой,... Категорией, характеризующей живопись, является подчинение.

Архитектура и скульптура

В дальнейшем Шеллинг анализируетв отдельности лирику, эпос и драму. В лирике воплощается бесконечное в конечном, драма - синтезконечного и... Архитектура и скульптура. Шеллинг рассматриваетархитектуру в значитель... нельзя себе представить без драматического элемента. Он возник под вли... Искусство слова - это искусство идеального, высшего ряда.

Трагедия

Трагедия. Относительно трагедии Шеллинг связываеттрагический конфликт с диалекти... Понятно также, почему в толковании Шеллинга ЭдипСофокла приобрел черты... 3.8.3.Комедия В меньшей степени разработана у Шеллингапроблема комичес... Необходимость, ставшая капризомсубъекта, разумеется, уже не есть необх...

Заключение Представляет интерес сама попытка классификациивидов и жанров искусства.

Все они, по Шеллингу, внутренне связаны, между ними нетглухой перегородки. Уничтожение твердых границ между видами и жанрами искусствачасто переходит у Шеллинга в пренебрежение к определенности предметного материалаискусства, т.е. к романтическому субъективизму. В эстетике Шеллинга выступают черты многихсовременных теорий искусства. В его труде Философия искусства глубоко разработанытакие вопросы, как теория трагического, концепция романа, синтез искусств. 5. Использованнаялитература 1. Ф.В. Шеллинг.

Философия искусства М Мысль, 1966.2. Ф.В.Шеллинг. Система трансцендентальногоидеализма Л 1936.3. В.В.Лазарев. Философия раннегои позднего Шеллинга М Наука, 1990.4. Р.М.Габитова. Философия немецкогоромантизма М 1978.5. Литературная теория немецкогоромантизма Под ред. Н.Я.Берковского Л 1934.6. Л.С. Выготский. Психологияискусства М Искусство, 1968.7. В.Асмус. Вопросы теории иистории эстетики М Искусство, 1968.