Философия Древнего Востока

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ВИТЕБСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра гуманитарных наук Контрольная работа по дисциплине Философия На тему Философия Древнего Востока Студента II курса Голосова С.А. Зач. книжка 21252 Специальность ЗЭ00 4 г. Витебск 2001г.Тема Философия Древнего Востока ПЛАН 1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.1 ВЕДЫ 1.2 РИГВЕДЫ 1.3 УПАНИШАДЫ 1.4 БХАГАВАД-ГИТА 1.5 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 5.1 НЬЯЯ ВАЙШЕШИКА 5.2 САНКХЬЯ 5.3 ЙОГА 5.4 МИМАНСА 5.5 ВЕДАНТА 5.6 ДЖАЙНИЗМ 5.7 БУДДИЗМ 5.8 ЛОКАЯТА ЧАРВАКА 2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ 2.2 КОНФУЦИАНСТВО 2.3 ДАОСИЗМ 2.4 МОИЗМ 2.5 ЛЕГИЗМ 3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ1.1 ВЕДЫВеды - первый памятник мысли древних индийцев. Веда , в переводе с санскрита означает знание . Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее.

В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды.

Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни.

Веды делятся на четыре группы или части. Древнейшая из них - Самхиты гимны. Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов около полутора тысяч лет до нашей эры. Вторая часть Вед - Брахманы сборник ритуальных текстов. На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Араньяки лесные книги, правила поведения для отшельников. Четвертая часть Вед - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений религиозно-идеалистических и материалистических . 1.2 РИГВЕДЫРигведы - самый ранний памятник древнеиндийской культуры это сборник религиозных гимнов. Но уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов.

Откроем тексты Ригведы сомнения в существовании богов Состязаясь, спойте прекрасную песнь, Восхваляющую Индру песнь истинную, если она истинна. Нет Индры иные говорят кто видел его? Кого воспевать нам? Как известно, Индра в древнеиндийской мифологии является повелителем разных божеств дэвов. Индра - одновременно еще и повелитель молний, а также хранитель напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.

В Ригведах можно прочитать гимн Пуруше Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша Пуруша - это все, что стало и станет Чем стали уста его, чем бедра, ноги? Брахманом стали уста его, руки - кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце, Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер, Из пупа возникло воздушное пространство, Из головы возникло небо. Из ног - земля, страны света - из слуха. Так распределялись миры. Упомянутые выше брахманы - это жреческая варна группа. Кшатрии - варна военной аристократии.

Вайшьи - варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры - низшая варна, не имеющая права на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных варн. Варны - группы впоследствии легли в основу кастовой системы. По древнеиндийской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, Я . Пуруша выступает в роли материального заполнителя Вселенной. Он повсюду одновременно существует, все заполняет.

Одновременно Пуруша - космический разум он знаток ВЕД , в него, вложена мысль. Позднее в Упанишадах он отождествляется с мировой душой - Атманом. 1.3 УПАНИШАДЫУпанишады сидеть около, т.е. у ног учителя, получая наставления или - тайное, сокровенное знание - философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником.

В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или атман. Брахман и атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии и прежде всего - веданты. В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами вода, воздух, земля, огонь, или со всем миром в целом.

В большинстве же текстов Упанишад Брахман и атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека. Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта человека и объекта природы, что нашло свое отражение в знаменитом изречении Тат твам аси Ты есть то, или Ты - одно с тем. Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции.

При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека.

Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение этим бытием определенных состояний огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу. Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня низшее и высшее.

На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и забот.

В Упанишадах проводятся различия между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ самсара и воздаяния за прошлые действия карма. Здесь выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков.

Делается также попытка с помощью нравственных принципов дхармы скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время питали философскую мысль в Индии. 1.4 БХАГАВАД-ГИТАГоворя о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита божественная песнь. В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем.

Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах.

Основу концепции составляет положение о пракрите матерри, природе, как источнике всего бытия в том числе и психики, сознания и независимом от нее чистом духе - пуруше духовном начале, именуемом также Брахманом, атманом. Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой воплощением бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные варновые функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии о тайне рождения и смерти о соотношении пракрити и природы человека о гунах трех материальных началах, рожденных природой тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало.

Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющих жизнь людей о нравственном законе дхарме исполнения долга о пути йогина человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному. 1.5

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

э. Вторым и третьим источником познания являются, соответственно, умозакл... Последняя рассматривает мир как объект для чувственного изучения, а с ... Система сасосовершенствования подразумевает восемь этапов 1. Овладение гармоничным дыханием пранаяма.

ЛОКАЯТА ЧАРВАКА

Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а ... Иначе говоря, все зависит от интерпретации эмпирических данных. Этические нормы учения основаны на конечности земного существования че... Жертвенность и изучение Вед считаются бессмысленным времяпровождением ... С другой стороны, последователи локаяты учат тому, что личное удовольс...

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 2.1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ

2.4 МОИЗММоизм был основан Мо Ди Мо-цзы, родившимся в год смерти Конфу... Отвергая конфуцианское пристрастие к старине и к традиции ритуалу, мон... Основание для такого мнения состоит в соображении, что в этих главах з... В этих главах первым и главным предметом познания объявляется окружающ... Периоду борющихся царств пришел конец. Правитель царства Цинь стал кит...