Проблемы построения теории сознания

Сибирское отделение Российской Академии наук Институт философии и права Кафедра философии Жачук Р. А. Проблемы построения теории сознания Работа выполнена аспирантом Философ-консультант Института Физики Полупроводников СО РАН д. ф. н. Симанов Жачук Русланом Анатольевичем Александр Леонидович Научный руководитель д.ф м.н ведущий научный сотрудник Ольшанецкий Борис Зейликович Новосибирск 2000 План реферата Введение.2 Простые проблемы и сложная проблема 2 Функциональное объяснение.6 Некоторые исследования 9 Дополнительный элемент.16 Нередукционное объяснение21 Заключение24 Список реферируемой литературы.26 Введение Сознание представляет собой наиболее трудную проблему в науке о разуме. Нет ничего, что мы знаем более непосредственно, чем сознательные переживания, но также нет и ничего, что было бы труднее объяснить.

В последние годы все виды ментальных явлений подвергались научному исследованию, но феномен сознания так и остался не объясненным.

Многие исследователи пытались объяснить его, но объяснения всегда не оправдывали надежд. Некоторые пришли к тому, что предположили, что проблема неопределенна и, следовательно, никакого хорошего объяснения нельзя получить. Для того, чтобы объяснить сознание мы должны увидеть основную проблему. В первой части реферата я изолирую действительно сложную часть проблемы от более трактуемых частей и укажу причину, почему феномен сознания так сложно объяснить.

В реферате представлена критика некоторых недавних работ, в которых используются редукционные методы при объяснениии сознания. В данной работе доказывается, что эти методы неизбежно потерпят поражение при попытке применить их для объяснения этой сложной части проблемы. После того, как ошибка распознана, путь для дальнейшего прогресса становится открытым. Во второй части реферата я показываю, что если мы примем новый вид нередукционного объяснения, то появляется естественное основание для построения теории сознания.

Простые проблемы и сложная проблема

Сознание неоднозначный термин, имеющий отношение ко многим различным я... Каждое из этих явлений необходимо объяснить, но некоторые из них объяс... Сложные проблемы это те, которые не поддаются объяснению данными метод... Хотя в настоящее время мы не имеем полного объяснения этих явлений, мы... Затем есть телесные ощущения от боли до оргазма мысленные картины, выз...

Функциональное объяснение

Если мы хотим иметь более абстрактное объяснение, мы должны указать ме... Когда система бодрствует все это означает лишь, что она соответствующи... Чтобы объяснить жизнь, мы в конечном счете должны объяснить каким обра... Что делает сложную проблему сложной и почти уникальной это то, что это... Почему вся эта обработка информации не идет в темноте, безо всякой вну...

Некоторые исследования

Было бы полезно, если бы этот выбор стратегии был чаще явно выражен. Из-за того, что ощущения имеют статус ключевого понятия, они не могут ... Qualia and brain processes. Эти новые открытия могут помочь нам понять функции мозга, но какой бы ... Индукция, идущая от этих случаев дает сбой в случае проблемы сознания,...

Заключение

Заключение Я считаю, что теория сознания появится не скоро. Мы уже находимся в том состоянии, в котором понимаем определенные ключевые факты о взаимоотношении между физическими процессами и ощущениями и некоторые правила, которые их соединяют. Оставив в стороне редукционное объяснение, мы можем рассматривать эти факты как начальные данные для построения нередукционной теории сознания и дающие ограничения, которые будут входить в законы, составляющие окончательную теорию.

Существует очевидная проблема, мешающая развитию теории сознания, эта проблема нехватка объективных данных. Ощущения не наблюдаемы напрямую в эксперименте, поэтому мы не сможем получить данные о взаимоотношении физических процессов и ощущений в будущем. Тем не менее, все мы имеем доступ к богатому источнику данных в себе самих. Многие важные соотношения между ощущениями и физическими процессами могут быть выведены из наблюдений за собственными ощущениями. Также существует непрямой источник данных, например, в какой-то степени можно полагаться на вербальные сообщения субъекта, как отражающие его ощущения.

Эти методы имеют свои ограничения, но мы имеем более чем достаточно данных, чтобы начать строить теорию. Философский анализ также полезен для анализа данных, которые мы имеем. Этот вид анализа может дать некоторые принципы, касающиеся сознания и посредством этого придать форму окончательной теории. Метод мысленного эксперимента также может принести свои плоды.

И наконец, тот факт, что мы собираемся создать фундаментальную теорию означает, что мы можем обращаться к таким неэмперическим ограничениям теории как простота, однородность теории и тому подобным. Мы должны пытаться систематизировать имеющуюся у нас информацию, расширять ее как только можно с помощью точного анализа и затем пытаться вывести простейшую возможную теорию, объясняющую эти данные, при этом помня, что эта теория должна стоять в ряду других фундаментальных теорий мира. Такие теории всегда будут сохранять умозрительный элемент, не присутствующий в других научных теориях и это будет происходить из-за невозможности решающих объективных экспериментальных проверок.

Однако, мы определенно можем создать теории, совместимые с имеющимися данными и сравнить их между собой. Даже в отсутствии объективных наблюдений за ощущениями, существуют множество критериев для оценки таких теорий простота, внутренняя согласованность, согласованность с теориями в других областях, способность воспроизвести ощущения, известные нам в опыте и даже согласованность со здравым смыслом.

Возможно, даже после использования всех этих ограничений, останется значительная неопределенность, но по крайней мере мы можем создать правдоподобные кандидаты в теорию. Только когда мы создадим этих кандидатов в теорию, мы сможем их сравнить. Нередукционная теория сознания будет состоять из некоторого числа психофизических принципов, соединяющих свойства физических процессов со свойствами ощущений.

Мы можем представлять себе эти принципы, как указывающие путь, следуя которым ощущения возникают из физических процессов. В конечном счете эти принципы должны сказать нам какие виды физических систем имеют ощущения и для систем, которые их имеют, они должны сказать нам какой вид физических свойств ответственен за возникновение сознания, а также какие ощущения мы должны ожидать в любой физической системе. Это сложная задача, но нет причин, чтобы не начать решать ее.

Список реферируемой литературы

Marcel and E. Consciousness in Contemporary Science. Oxford Oxford University Press. Berlin De Gruyter. 1994. Consciousness in Contemporary Science. Oxford Oxford University Press.