Фейербах и русская мысль

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ По философии На тему Фейербах и русская мысль Выполнила Навроцкая Ольга Группа Б111, Проверила Мачкарина О.Д. Мурманск, 2002 г. План 1. Вступление2 стр. 2. Людвиг Фейербах. 3 стр. 3. Особенности философии Л. Фейербаха5 стр. 1. Фейербах о человеке и морали.5 стр. 2. Фейербах о духе и материи7 стр. 3. Фейербах о природе.9 стр. 4. Фейербах о религии12 стр. 4. Философия Н.Г. Чернышевского17 стр. 1. Антропологический принцип в философии19 стр. 2. Теория разумного эгоизма 22 стр. 5. Заключение 23 стр. 6. Список литературы.25 стр. 1. Вступление. В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах 1804-1872. Он является последним из представителей немецкой классической философии.

Его вклад в развитие философии трудно переоценить.

Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. По Фейербаху, в мире начинается новая эпоха постхристианская. Религия умирает, е место в культуре освобождается, и занять это место должна философия. В свом реферате я рассматриваю несколько аспектов философии Людвига Фейербаха его представление о человеке и морали, взгляд на взаимосвязь духа и материи, крайне важный вопрос религии и Бога, а также отношение философа к природе.

Столь ценные идеи Фейербаха не могли не найти отражения в трудах других философов. В частности, они оказали огромное влияние на творчество Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, Добролюбова, Писарева. Но в своей работе я рассматриваю философию представителя революционных демократов Н.Г. Чернышевского, которая впитала в себя лучшие достижения философской мысли Людвига Фейербаха.

Для этого утверждения дат достаточно материала сам Чернышевский. В условиях острой идейной борьбы с различными школами идеализма Чернышевский смело и широко опирался на философию Людвига Фейербаха, антропологизм которого применял при объяснении человека и его сознания. Надо заметить, что особое внимание в данной работе уделяется антропологическому принципу в философии Чернышевского, а также теории разумного эгоизма.

Целью моей работы является изучение творчества Людвига Фейербаха и Николая Гавриловича Чернышевского и выявление их общих аспектов философии. 2. Людвиг Фейербах. Моей первой мыслью был бог, второй разум, третьей и последней человек. Л. Фейербах Творческая биография Людвига Фейербаха началась с его учебы на теологическом факультете Гейдельбергского университета. Однако Фейербах быстро разочаровался в теологии и уже через год переехал в Берлин, где стал слушать лекции Гегеля по философии.

Надо заметить, что уже в этот период Фейербаха не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук. В 1830 году анонимно вышло сочинение Фейербаха Мысли о смерти и бессмертии, в котором он выступил против христианства с позиции объективного идеализма Гегеля. Но это сочинение было конфисковано властями, а вскоре стало известно имя автора.

Основное содержание этой работы шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства. Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща человек смертен. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни. Необходимо, чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и на своем настоящем Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955г т.1, стр. 246. Такое сосредоточение на действительном мире, доказывает Фейербах, вызовет великие идеи и дела. Положения религии о жизни на небесах разоружают человека в его борьбе за настоящую жизнь.

Здоровье имеет больше ценности, чем проповедуемое церковью бессмертие. Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека Там же, стр. 247. Здоровое сердце может найти на земле все, что требуется человеку, поэтому нечего отсылать людей к другой жизни, обрекая их здесь на страдания и лишения.

Под бессмертием человека, с точки зрения Фейербаха, следует понимать лишь продолжение жизни человека в памяти людей. В противовес христианской догме личного бессмертия Фейербах признавал бессмертие человеческого рода, коллектива. Вечен, бессмертен, абсолютен лишь родовой, всеобщий, универсальный разум, родовое мышление, родовое сознание. Свою борьбу против христианства Фейербах в это время все еще ведет в основном с позиции объективного идеализма.

Хотя в Мыслях о смерти и бессмертии имеются некоторые попытки объяснить религию исходя из реальных человеческих качеств, все же они мало изменяют общий идеалистический характер исходных позиций философа. Мысли о смерти и бессмертии завершили карьеру Фейербаха на поприще официальной академической философии. В результате гонений он был вынужден уволиться из университета и больше никогда не преподавал. В течение двадцати пяти лет Фейербах жил в глуши в деревне Брукберг, где у его жены была небольшая фарфоровая фабрика.

Это уединение философа, однако, не было результатом примирения его с условиями тогдашней немецкой действительности. Не будучи политическим борцом, он прибег к своеобразной форме пассивного протеста против царившего в Германии социального гнта. Фейербах писал Я лучшую часть своей жизни провл не на кафедре, а в деревне, не в университетских аудиториях, а в храме природы, не в салонах и не в аудиенциях, но в уединении моего рабочего кабинета Л. Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955г т.2, стр. 497. Пребывание философа в деревне в непосредственном соприкосновении с природой благотворно сказалось на его творчестве. Фейербах стремится принять деятельное участие в духовной жизни страны.

Он становится активным сотрудником журнала младогегельянцев Гаальские ежегодники, где он печатает ряд своих произведений и через него приобретает большое влияние на радикальные круги немецкого общества.

Но цензура всеми средствами препятствовала появлению новых работ философа. Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Тогда он пишет произведение К критике философии Гегеля, в котором он впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. В 1841 году выходит фундаментальная работа Фейербаха Сущность христианства, которая сразу же стала настоящим триумфом материалистической философии. Переведнная на многие европейские языки, эта работа сыграла исключительно большую роль в развитии передового общественного сознания.

Философ здесь решительно провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Имя Фейербаха стало символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом. После Сущности христианства Фейербах выпускает в свет целый ряд других произведений Основные положения философии будущего 1843 г Сущность религии 1845 г. и др. В этих сочинениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов.

Под старость он усиленно занимался социалистической литературой, изучал Капитал К. Маркса и в 1870 г. вступил в ряды немецкой социал-демократической партии. Умер Фейербах 13 сентября 1872 г. и похоронен в Нюрнберге. 3.

Особенности философии Л. Фейербаха

Говоря о необходимости реформы философии, Фейербах доказывал, что нова... Вследствие такого смещения акцента с природы на человека материализм Ф... Центральной проблемой философии должен быть человек как телесное, прир... Особенности философии Л. Фейербаха. Основная историческая заслуга Людвига Фейербаха заключается...

Фейербах о человеке и морали

Особенно настойчиво Фейербах отстаивал и проводил свое антропологическ... Фейербах считал, что в основе всех поступков человека лежит стремление... Аскетической, лицемерной, религиозной морали Фейербах противопоставляе... Эгоизм этики Фейербаха направлен против религиозно-идеалистической мор... Он разъясняет, что слово эгоизм употребляется им не в обывательском см...

Фейербах о духе и материи

Философия, требовал Фейербах, должна окончательно отрешиться от ложных... Фейербах Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г т.2, с.19. Фейербах Избранные философские произведения, М. Поэтому философия, по Фейербаху, должна делать своим принципом не прос...

Фейербах о природе

Природа телесна, материальна, чувственна Л. Политиздат, 1955 г т.2, стр. Необходимость, причинность, закономерность не вводятся в природу богом. 194. Каждое явление в природе необходимо происходит тогда, когда имеются ус...

Фейербах о религии

Фейербаховский человек существует в гармоническом единстве с собственн... Фейербах же брал психологию в соединении с предметами Там же, стр. Первобытная религия выражает ощущение человеком своего единства с прир... В числе богов первобытных и древних народов находятся не только могуще... 542.

Философия Н.Г. Чернышевского

Материализм Чернышевского и его диалектика служили теоретическим обосн... Когда Чернышевский писал свою первую крупную научную работу, диссертац... Сознание, мышление является для Чернышевского лишь особым свойством вы... В этом основное прогрессивное значение антропологического принципа Чер... Антропологизм Фейербаха облекается в теологическую форму и объявляется...

Теория разумного эгоизма

. 5. И он указывает на исторические примеры человеческого бескорыстия и сам... Чернышевский исходит из того, что в побуждениях человека нет двух разл... Исходя из фейербаховских абстрактных представлений о человеческой прир...

Заключение

Заключение.

Таким образом, изучив основные положения трудов Людвига Фейербаха можно сделать вывод о том, что антропологический материализм является главным принципом его философии.

Человек есть органическое существо, которое живт чувствами, а знания получает из опыта. Людвиг Фейербах сделал антропологию своим универсальным философским принципом. На его основе он создает и свою социологию. Не менее важно, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности.

Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил е корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. А человек относится к себе, как к Богу, когда он видит божественное в другом человеке. По Фейербаху, природа основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.

Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Рассмотрев позицию Н.Г. Чернышевского, можно говорить о том, что философия Людвига Фейербаха оказала непосредственное влияние на творчество революционера демократа.

Взяв в качестве методологической основы антропологический принцип в философии, Чернышевский поставил своей задачей понять посредством его по возможности глубже также и явления общественной жизни. Он стремился проводить этот принцип в области эстетики, этики, политэкономии и социологии. Антропологический принцип Чернышевского есть материализм, поскольку он обращен к природе, и идеализм, поскольку он должен объяснить переход к истории.

В своей теории разумного эгоизма Чернышевский оправдал человека, который любит прежде всего себя и делает вс ради собственной выгоды. В основе разнообразных человеческих поступков лежит мысль человека о его личной пользе, личном благе. Данная теория направлена против идеализма и религии. 6. Список использованной литературы 1. Аникин А.В. Путь исканий, М. Политиздат, 1990 г. 2. Бертран Рассел История западной философии, Новосибирск Издательство Новосибирского университета, 2001 г. 3. Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года, М. Издательство Московского университета, 1969 г. 4. Волкова А.И Горнев В.С Данильченко Р.Н. История философии, М. ПРИОР, 1997 г. 5. Галактионов А.А Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX в. Ленинград Наука, 1970 г. 6. Голобоков В.Г. Краткая история философии, М. Олимп, 1996 г. 7. Евграфов В.Е. История философии, М. Наука, 1986 г. 8. Зеньковский В.В. История русской философии, т.1, Ростов-на-Дону Феникс, 1999 г. 9. Кириллов В.И Попов С.И Чумаков А.Н. Философия.

Часть I М. Юристъ, 1996 г. 10. Кохановский В.П Яковлев В.П. История философии, Ростов-на-Дону Феникс, 1999 г. 11. Курбатов В.И. История философии, Ростов-на-Дону Феникс, 1997 г. 12. Невлева И.М. Русская философия, М. РДЛ, 2000 г. 13. Фейербах Людвиг Избранные философские произведения, М. Политиздат, 1955 г. 14. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения, М. Политиздат, 1950 г. 15. Шичалина Ю.А. История философии, М. Греко-латинский кабинет, 1996 г.