Материя

Министерство образования Российской Федерации Южно-Уральский Государственный Университет Кафедра философии РЕФЕРАТ на тему Материя Выполнил студент гр. ПС-225 Кучумов Е. А. Проверил Усов В.Н Челябинск 2004Содержание. 1.Проблема единства мира история и современность 2.Психофизиологическая и психофизическая проблема 3.Варианты решения проблемы единства мира 15 а плюрализм материалистический, идеалистический б дуализм в монизм идеалистический и материалистический г политеизм, деизм, монотеизм в религии. 4.Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира 175.Материя как субстрат субстратное основание единства мира 19 а вещи б свойства в отношения г вещизм, реизм, релятивизм. 6.Достоинства и недостатки субстратного понимания материального единства мира 29 а достоинства б недостатки. 7.Материя как субстанция субстанциональное, т.е. сущностное основание материального единства мира 32 а материя как причина самой себя б материя как причина всех своих изменений в материя как носитель атрибутов. 8.Атрибуты и свойства материальной субстанции модусы и акциденции , общая характеристика и определение каждого .9.Достоинства и недостатки субстанционального понимания материального единства мира 45 а достоинства б недостатки. 10.Материя как объективная реальность 47 а гносеологическое определение материи б смысл понятия объективная реальность в материя как абсолютное бытие г неисчерпаемость свойств материи. 11.Понятия объект и предмет познания 1. Проблема единства мира история и современность. Ф. Энгельс в своей работе Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии сформулировал основной вопрос философии следующим образом Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии - есть вопрос об отношении мышления к бытию . Ф. Энгельс в своём определении уловил только один аспект основного вопроса философии.

Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент отпустившее от себя природу.

Однако Энгельс не обратил внимание на ценностный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нём потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух. В философии XX века на первый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость ценность возможности слияния материального и идеального в жизни человека.

Полнота жизни синтез материи и духа - источник человеческой свободы, творчества, общения.

Взаимосвязь идеального и материального можно рассматривать как отношение генетическое, связь по происхождению.

В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции абсолютного, или же о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, или же о тождестве мышления и бытия.

Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Тогда мы имеем гносеологию - учение о познании, или же праксиологию, если речь идёт о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального. 1 Анализ отношения материального и духовного оперирует целым рядом понятий дух, сознание, мышление, психическое, ощущение, идеальное и др с одной бытие, мир, природа, физическое, материя материальное и др с другой стороны.

Специфической категорией здесь является само понятие отношения материального и духовного которое, в значении основного вопроса философии, принимает в материализме форму отношения сознания к материи мышления к бытию, духа к природе или сознания к бытию. Анализ этих понятий мог бы составить исходный шаг познания в данном случае. Из постановки и разработки основного вопроса философии Ф. Энгельсом и его последующего анализа В.И. Лениным в Материализме и эмпириокритицизме можно сделать вывод о том, что в данном случае речь идёт об отношении противоположностей.

Здесь важны оба эти момента что материя и сознание с помощью которых и вводится основной вопрос даны в отношении друг к другу и что это отношение есть отношение противоположностей. Тем самым диалектика этого отношения в своей сути оказывается диалектикой противоречия в её данном конкретном виде. Следующий вопрос здесь - это вопрос о фактическом смысле этого отношения с точки зрения смысла образующих его сторон.

Опуская различного рода поясняющие рассуждения, которые могли бы иметь место в данном случае, отметим, что отношение, вводимое постулируемое основным вопросом это отношение материальной и духовной форм. То есть, чтобы ни бралось терминологически в значении его одной стороны, определяемой как дух духовное, сознание, мышление, психическое, образ и т.д все это одинаково означает форму, противостоящую противоположную материи материальному бытию. Точно так же, как бы терминологически ни определялась другая сторона этого отношения - как бытие, физическое, объект предмет, реальность, природа, мир и т.д всё это опять же означает одно и то же, как противоположность духовной формы духовного. Отсюда можно сделать сразу два вывода. В терминологической характеристике отношения материи и сознания в функции основного вопроса философии допустимо использование различных в заданных пределах понятийных форм, но с таким условием, чтобы все они выражали смысл основного вопроса философии.

В этом случае все эти понятия сами означают некое одно и то же. Потому можно сделать ещё один шаг и рассмотреть отношение материи и сознания с учётом конкретного смысла входящей сюда формы скажем, взять это отношение как познавательное, художественное и т.д с учётом его смысла как конкретных форм материального и духовного и т.д Когда основной вопрос философии формулируется как отношение материи и сознания материальной и духовной форм бытия, жизни, то такую его формулировку можно назвать нейтральной. Нейтральной в том смысле, что здесь явно не выражена определённая мировоззренческая и гносеологическая позиция.

В свою очередь, как нейтральная, индифферентная, она может быть использована как в материализме, так и в идеализме.

Но в этих системах предпочитают пользоваться всё же своей формулировкой. В материализме такой формулировкой является отношение сознания к материи бытию, в идеализме - принцип тождества мышления и бытия.

Конечно, здесь меньше всего надо видеть стремление к некоей формальной точности. Речь идёт о другом, о том, что является принципом бытия, что лежит в его основе, если исходить из того, что наблюдаются всего две стихии - материя и сознание. Формулировка основного вопроса, собственно, и должна отразить это представление о начале принципе, причине и т.д. бытия с точки зрения отношения материи и сознания, дать фактический ответ на него. Понимание отношения материи и сознания только как одних противоположностей не даёт никаких фактических оснований для определения их собственной специфики.

Ведь из того, что материя есть противоположность сознания, а сознание, в свою очередь, противоположность материи, ещё не сделаешь вывода о том, что они представляют собой каждая сама по себе. Это образует слабую сторону данной методологии. Но у неё есть и сильная сторона. Она сразу даёт знать о себе, как только делается хоть какое-то заключение о противоположностях.

В этом случае данная методология, оперируя соображениями об одной противоположности, с лёгкостью получает заключение о другой из них, лишь оборачивая первый вывод, то есть как бы меняя его знак на обратный. Так, например, признание за материальным признака вещественности телесности, понимание его как предмета тела, физического существующего во плоти, обладающего в силу этого определённой массой покоя или движения, пространственно-временной формой структурой и т.д. ведёт к отрицанию всех этих качеств у духовного духовной формы, сознания и приписыванию ему качеств, являющихся прямой противоположностью названных.

В то же время продолжение этой логики и стремление вывести из неё и все другие черты духовного когда дано материальное или материального когда наличествует духовное ведет, по существу, к её абсолютизации, а значит и к её деформации. Так, здесь может возникнуть вопрос о двух субстанциях - материальной и духовной, который затем может быть решён в пользу одной субстанции - духовной.

Из формальной противоположности духовного материальному можно сделать и тот вывод, что его существование, в противоположность существованию материального, не реально значит, мнимо, что оно не протекает во времени. Этот вывод также является принципиально неверным, ибо существование духовного так же реально, как и существование материального и оно также протекает во времени. Здесь могут иметь место и другие подобные деформации.

Всё это и говорит об ограниченности методологии, исходящей из формальной характеристики материального и духовного как противоположностей. Но то, что недостижимо на формальной основе, легко и просто разрешается при переходе на содержательную почву. Такая почва обнаруживается в самой потребности ввести отношение сознания к бытию в отмеченным его значении основного вопроса в философскую рефлексию. Действительно, для чего, для каких целей и решения каких задач вводится отношение сознания к бытию материи ? Что им хотят выразить в значении основного вопроса философии? Именно с постановки этого вопроса и ответа на него начинается фактический подход к осмыслению категорий бытия и сознания как обозначений материального и духовного, равно как и самого их отношения. 2 2.

Психофизиологическая и психофизическая проблема

Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека ... Но в таком случае можно ли гарантировать, что переживаемый нами чувств... Смарт, Р. В адрес этой концепции можно высказать по крайней мере три возражения ... Особый интерес, однако, представляет идея устранения удвоения реальнос...

Варианты решения проблемы единства мира

Но сами философы не хотят считать себя солипсистами. И Беркли, и Фихте... Для объективного идеализма материя - это вид небытия, из которого мышл... То есть самостоятельно, само по себе мышление не существует. Никаких биополей для объяснения сознания материалистам не требуется. Этот подход все свойства вещей, их изменения объясняет изменениями сос...

Естественнонаучные и философские доказательства материального единства мира

Было доказано единство физико-химического состава земного вещества и в... 43 . В этом высказывании бытие как наличное существование многообразия веще... Однако здесь сразу же возникает вопрос почему материальность мира дока... И.

Материя как субстрат субстратное основание единства мира

Это отличие выявляется в двух отношениях в понимании качественной опре... Вещь же образуется из суммы свойств, т.е. А без этого, в свою очередь, невозможно научно решить основанной вопро... не могли при осмыслении природы последней не обращаться в той или иной... В этом, собственно, и заключался шаг вперед в развитии философского уч...

Достоинства и недостатки субстратного понимания материального единства мира

Категория субстанции по сравнению с категорией материя - это конкретно... Отдельные феномены, включая отдельных индивидов, являются ничем иным, ... Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зав... Как известно, энергия - это физическая мера движения. В. Механические движения руки человека - это результат сложения сложных п...

Достоинства и недостатки субстанционального понимания материального единства мира

Понятие материи базировалось на натурфилософском представлении, в рамк... Проблема возникает тогда, когда приступают к осмыслению объективной ре... В первом случае В. Ленин рассматривает материю в качестве явления, т. Ленин анализирует сущность кризиса физики, одной из методологических п...

Понятия объект и предмет познания

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и ... Основным качеством субъекта является его активность, которая носит осо... выявить, вычленить и вести его познание. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергаю...

Литература 1. Кириленко Г.Г Шевцов Е.В. Философия Справочник студента М. Филологическое общество Слово , 1999 670с. 2. Зыбина Л. Н. Несостоятельность критики буржуазными философами и ревизионистами марксистско- ленинского учения о материи и сознании М. Высшая школа, 1978 127 с. 3. Кабанов П.Г. Философия Учебное пособие - Томск Изд. Том. ун-та, 2003 204 с. 4. Иванов Е.М. Материя и субъективность Саратов Издательство СГУ,1998 168с 5. Кучевский В. Б. Анализ категории материя М. Наука, 1983 255 с. 6. Маркс К Энгельс Ф. Сочинения, 2-ое изд. Т. 23 К. Маркс. Капитал.

Критика политической экономии.

Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала М. Госполитиздат, 1960 907с 7. Маркс К Энгельс Ф. Сочинения, 2-ое изд. Т. 2 Сентябрь 1844 - февраль 1846 М. Госполитиздат, 1955 652 с. 8. Маркс К Энгельс Ф. Сочинения, 2-ое изд. Т. 20 Анти-Дюринг Диалектика природы М. Госполитиздат, 1961 827 с. 9. Скирбекк Г Гилье Н. История философии Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000 800с. 10. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18 Материализм и эмпириокритицизм М. Политиздат, 1976 525с. 11. Ленин В. И. Полное собрание сочинений.

Т. 29 Философские тетради М. Политиздат, 1980 782 с. 12. Материалистическая диалектика как общая теория развития Диалектика развития научного знания. Под общ ред. Л. Ф. Ильичева М. Наука, 1982 464с. 13. И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. Философия. Учебник М. РЭА, 1998. -287с. 14. Материалисты древней Греции. М 1955. 15. Гегель Г.В.Ф. Наука логики, т. 2 Субъективная логика СПб Наука, 1997. -799с. 16. Бэкон Ф. Сочинения В 2-х т. Т. 2. М 1978. 17. Гоббс Т. Избранные произведения В 2-х т. Т. 1. М 1940. 18. Гольбах П. Система природы.

М 1940. 19. Гельвеций. Об уме. М 1938. 20. Аристотель. Метафизика. М. Л 1934, с. 183. 21. Спиноза Б. Этика. М. Л 1932. 22. Философия теория и методология Учебное пособие под ред. М. Галкина М. МЭСИ, 1991. 23. Философское понимание мира Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева М. МИИТ, 1994. 24. Большаков А.В Грехнев В.С Добрынина В.И. Основы философских знаний.

М. Общество Знание России, 1997.