рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Российская герменевтическая традиция

Российская герменевтическая традиция - Курсовая Работа, раздел Философия, Проблема исследования философского текста с позиции феноменологического и герменевтического знания Российская Герменевтическая Традиция. Остановимся Несколько Подробнее На Отеч...

Российская герменевтическая традиция. Остановимся несколько подробнее на отечественной герменевтической традиции и не только из соображений приоритетности, а потому, что Александр Потебня, Густав Шпет до революции , Михаил Бахтин с конца 00х гг. имели непосредственный выход в российскую науку, влияли на нее своими концепциями, даже если при этом не осознавалась специфика герменевтики как таковой. К сожалению, в России она разделила судьбу генетики и кибернетики, феноменологии и психоанализа, компаративистики и других, объявленных в свое время лженауками ее традиции были искусственно прерваны.

Поэтому современный читатель начинает ее изучение с книг Хайдеггера и Гадамера, со справочников по зарубежной философии, зарубежному литературоведению.

Между тем, идеи герменевтики в России на рубеже XIXXX вв. развивались весьма успешно, а, главное, они тоже получили феноменологическую прививку. Например, Г.Г. Шпет 0 , как и Хайдеггер, работал в двух направлениях его перу принадлежат труды по проблемам герменевтики и феноменологии Шпет Г. Явление и смысл.

Феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск, 0000 Формулировка Шпета Феноменология как основная наука свидетельствует о понимании автором важности феноменологической прививки и к герменевтике. Погибший в ГУЛАГе последователь Гуссерля подчеркнул, что мы теперь имеем совсем новую постановку вопроса о понимании, а сама феноменологическая рефлексия становится у Шпета герменевтическим актом Там же. С 000 Главным в процессе понимания и интерпретации произведения стало сознание воспринимающей текст личности.

Поэтому нельзя переоценить вклад основателя так называемой психологической школы Потебни, рассматривающего интерпретацию как производную от восприятия литературного произведения. Уже к 00м годам стало формироваться понимание пределов интерпретации А. Скафтымов. Оригинальные герменевтические разработки предложил М. Бахтин 0 , подчеркнувший, что у мира есть смысл Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М 0000. С 000 Собственно, многие положения современной герменевтики были предвосхищены М. Бахтиным в его работах К методологии гуманитарных наук , Проблемы текста , Ответ на вопрос редакции Нового мира и др. В основе эстетики Бахтина лежит принцип диалогичности, т.е. межличностной коммуникации Я и Другого быть значит общаться.

Подчеркивая безграничность диалогического контекста, Бахтин особое внимание уделял общению с художественным текстом, порождающим не только согласие с его автором, но и спор с ним. Ведь в отличие от предмета точных наук вещей безгласных, гуманитарные науки имеют дело с говорящим бытием, а создатель художественного текста адресует его другому полноправному сознанию.

Теория диалога стала важнейшей составляющей герменевтического понимания Слова вообще и, прежде всего, слова художественного. Слово ставит перед человеком вопросы, заставляя выяснять его слова смысл.

Так происходит встреча Другого со Мной как в глобальном масштабе придя в мир, человек через Слово усваивает культуру и ментальность этноса, так и в конкретных случаях непосредственного общения, в том числе и прежде всего с автором художественного произведения. Диалогическая природа слова обуславливает и диалогическую природу словесного искусства. То, что Бахтин называл памятью жанра, также может быть осмыслено в свете герменевтики. Есть и другие примеры объективной соотнесенности концепций Бахтина и современных герменевтов.

Его тезис об обязательной укорененности подлинно художественного произведения в культуре, его толкование традиций легко сопоставляется с принципами Гадамера При понимании того, что передано нам исторической традицией, не просто понимаются те или иные тексты, но вырабатываются определенные представления и постигаются определенные истины Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии.

Книга 0. М 0000. С 00 Таким образом, независимо от того, из какого источника из Гадамера или Бахтина почерпнет исследователь эту идею, он осознает, что все мы находимся в общем глобальном потоке традиций, вступаем в диалог с ними, пытаемся воздействовать на них, и это в равной мере касается и творца художественного текста, и его интерпретаторов. Гадамер считает, что во временном интервале, разделяющем писателя и современного интерпретатора его произведения, и раскрываются позитивные и продуктивные возможности понимания, которые, таким образом, оказываются в прямой зависимости от исторической жизни произведения жизни в веках.

Современному читателю в нем открываются такие смыслы, о которых не мог знать автор. Тогда что же принципиально нового дает нам знакомство с переведенными, наконец, на русский язык работами Гадамера? П. Рикера? Герменевтика исходит из особой роли слова и языка в целом в жизни человека, а еще Дильтей говорил, что лишь в языке глубина души находит исчерпывающее и объективное выражение.

Гадамер ученик Хайдеггера, по определению которого, слово побуждает человека к пониманию и постижению смыслов, в нем заключенных в слове открываются пласты времени, пространства подчеркнута значимость слова не как знакаоформителя мысли, а как высшего начала, развивающего само мышление. Для Хайдеггера язык есть дом бытия, а мыслители и поэты хранители этого жилища человека. Язык, не просто передает в словах и предложениях все очевидное и все спрятанное как разумеющееся такто и такто, но впервые приводит в просторы разверстого сущее как такоето сущее Соловьев B.C. Гермес Трисмегист Энциклопедический словарь. СПб, 0000. Т. III а. С 000 писал Хайдеггер, и это положение экстраполируется на работы его предшественников.

Справедливо замечено, что в наши дни смотреть, например, на проблему внутренней формы слова у Потебни можно только сквозь призму Хайдеггера. Таким образом, хотя русская религиозная философия и поэзия серебряного века много говорили о сакральной сути Слова, в силу их многолетней выключенное из сознания нескольких поколений четкость научных посылок приходит к нам сейчас в трудах Хайдеггера и Гадамера.

Поэтому вслед за Гадамером, в капитальном труде которого Истина и метод рассматриваются параметры языка, литературоведы подчеркивают, что слово источник энергии мысли, ее хранитель и катализатор Дашкевич А.В. Рецептивно-герменевтический подход в литературоведении. Ижевск, 0000. С 0 Современная герменевтика дает читателю более глубокое осознание неразрывности процессов интерпретации и понимания, осознание значимости понимания, которое перестает отождествляться со знанием как таковым и воспринимается как сознание.

Это, конечно, исконный тезис философской герменевтики, восходящей еще к Шлейермахеру и Дилътею. Первый связал интерпретацию текста с самой природой понимания и, подчеркнув роль бессознательного в ней, второй обосновал значение интуиции в понимании он сам демонстрировал искусство понимания на примерах интерпретации литературных текстов и место герменевтики в теории познания наук о духе. Но современная герменевтика сосредотачивает внимание не столько на самом феномене понимания, что является прерогативой психологии, а на условиях, при которых возможно адекватное понимание.

Поэтому в популярных философских изданиях можно встретить определение герменевтики как философского учения, по которому средством и целью человеческого бытия является понимание. По Гадамеру, именно феномен понимания пронизывает все связи человека с миром Гадамер Х Г. Истина и метод.

Основные черты философской герменевтики. М 0000. С 00. и его важнейшим условием является подлинное владение языком, ведущее к постижению смысла. Однако просто понимание языка еще не включает в себя никакой интерпретации это жизненный процесс Там же. С 000 Необходимо истинное взаимопонимание, осуществляемое в среде языка. Что же касается понимания художественных произведений, то здесь подчеркивается феномен самого понимания, ибо человек читающий соотносит свои тексты также и с самим собой Там же. С 000 а сам принцип герменевтики и заключается в том, чтобы перенести смысловую связь из чужого мира в собственный.

В принципе, тезис не новый, но он своевременно включен в новую научную парадигму. Современные последователи герменевтических идей отмечают особый характер филологической герменевтики в ряду других литературоведческих подходов это эмоциональноинтеллектуальная деятельность, своего рода духовная жизненная позиция интерпретатора.

Современная герменевтика трактует интерпретацию как самореализации понимания, рефлексии над пониманием. Для Гадамера всякое понимание есть интерпретация, что подчеркивает важность не только факта понимания, но и проблемы правильного изложения понятого. Верность тезису демонстрирует и новое поколение герменевтов, и для П. Рикера столь же важна необходимость опосредовать всякое понимание интерпретацией Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 0000-0000. Франкфурт -на-Майне- Москва, 0000. Под герменевтикой я понимаю теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов Рикер П. Герменевтика.

Этика. Политика. М 0000. С 0 Герменевтика настаивает на объективности интерпретации, связывая ее с позицией автора высказывания, ибо истолкование крепко держится за смысл самого текста. Интерпретатор должен выяснить мнение автора, дополнить и прокомментировать текст, обращаясь к другим источникам подняться над личными субъективными пристрастиями хотя они признаются неизбежными, ибо понимает лишь тот, кто сам не участвует в игре. Таково требование науки Гадамер Х Г. Истина и метод.

Основные черты философской герменевтики. М 0000. С 000 Поднимаясь над частностями и давая универсальные способы интерпретации, герменевтика оперирует концепцией герменевтического круга чтобы понять целое произведение, например, необходимо понять его части, но чтобы понять часть, необходимо понять целое. Практически это означает, что произведение не может быть понято сразу, и лишь каждое новое прочтение приближает к постижению его смысла.

Но это касается не только имманентного познания, но и рассмотрения произведения в широком историкокультурном или литературном контексте, по отношению к которому произведение выступает как часть целого. Признание герменевтики важнейшим и даже универсальным методом познания из сферы научных поисков и дискуссий уже перешло в современные вузовские учебники по философии, культурологии и, конечно же, теории литературы.

Герменевтика ныне является методологической основой гуманитарного знания наук о духе, в том числе искусствоведения и литературоведения Хализев В.Е. Теория литературы. М 0000. С 000 утверждает, например, автор новейшего учебника по теории литературы Валентин Хализев. Методологический подход с позиций герменевтики означает учет литературоведом коммуникативной функции искусства, универсальных законов восприятия, понимания и истолкования художественного текста, т.е. его интерпретации, которая ныне признана важнейшей составляющей литературоведения.

Поэтому современный филолог не может не опираться как на отечественные, так и на западноевропейские традиции феноменологии и герменевтики. Что касается феноменологии, то проблема феноменология и литературоведение пришла в советскую Россию вместе с переведенной на русский язык статьей венгерского исследователя. Дердь Михай Вайда дал подробную историю вопроса и сформулировал наиболее актуальные проблемы Вайда Д.М. Феноменологическая традиция Художественное произведение и личность.

М 0000. С 0-00 Однако в России еще ранее был известен ученик Гуссерля Роман Ингарден 0 , чьи работы появились в русском переводе еще в 0000 году. Свои эстетические теории он создавал в полемике с Гуссерлем. Наиболее известна его работа О литературном произведении 0000 . В ней выявлена многослойная структура художественного текста и связанная с нею полифония. Когда в 00е годы в отечественной науке стали разрабатываться феноменологические аспекты, связанные с архитектоникой произведения, было актуализировано, хотя и критически, ингарденовское уровневое членение произведения а звучание слов, б значение слов и суждений, в изображаемый мир люди, вещи, события с его отношениями и связями, г виды организация повествования с определенной точки зрения. Современные феноменологическилитературоведческие штудии в России непосредственную связь с гуссерлианством как таковым, как мне кажется, утратили или не имели вовсе. Особенность рецепции феноменологических идей в 00х гг. XX века в разнообразии спектров послойного анализа в тексте, напрямую не связанных с дефинициями Ингардена или Гартмана.

Юрий Борев уже в 0000 году рассматривает иерархический статус пластов, составляющих структуру произведения, и взаимодействие человека с различными внутренними и внешними средами. Соединяя методологический подход со структурным, Юрий Борев вслед за Лотманом раскрывает на материале пушкинского Медного всадника специфику пластов художественного произведения через систему отношений местоимений, отражающую взаимодействие личности и мира Борев Ю. Искусство интерпретации и оценки.

Опыт прочтения Медного всадника М 0000. С 00-00 Капитальный труд Борева широко известен, так что воспроизводить здесь его классификацию надобности нет. Однако нетрудно заметить, что, будучи специалистом по эстетике, Борев почти не принимает во внимание интересующую литературоведа плоть искусства, тогда как количество пластовносителей общефилософских идей явно избыточно.

Очевидно, поэтому, несколько лет спустя в 0000 г. философ Юрий Кудрявцев, исходя из того, что художественное произведение, если оно поистине художественное, всегда есть философия, предложил его трехкруговой анализ.

Подчеркнув, что произведение может достигнуть третьего круга, но может и не пойти дальше второго или даже первого, Ю.Г. Кудрявцев выделяет следующую проблематику кругов, отражающих событийное, временное, вечное Кудрявцев Ю.Т. Трехкруговой анализ художественного творчества Вест. МГУ. Сер. 0. 0000. 0. С 00. 0. Событийное сюжетика, изображение быта арифметика жизни, которой нередко ограничивается поверхностный читатель . 0. Временное повторяющаяся в жизни алгебра бытия общечеловеческое. 0. Вечное если писатель смог его достичь философское постижение всего глубинного смысла бытия.

Трехкруговой анализ, по мнению Кудрявцева, раскрепощает исследователя, позволяет ему преодолеть зависимость от идеологических установок, от необходимости постоянно ощущать связь с ними литературных героев в случае общеизвестности их прототипов. В период перестройки концепция Кудрявцева хотя она и не получила резонанса была достаточно новаторской, освобождающей литературу от псевдомарксистских догм. Гораздо более известна вышедшая в 0000 году и включенная в программу по теории литературы монография Владимира Тюпы Художественность литературного произведения Тюпа В.И. Художественность литературного произведения.

Красноярск, 0000 Говоря о художественной реальности ее составляющие психологическая реальность авторского сознания и лингвистическая реальность текста , В.И. Тюпа выделяет 0 ее уровней - ситуация имеется в виду досюжетная ситуативность всеобщего мирового состояния Имеется в виду тезис Гегеля, считавшего, что всякое великое произведение, подобно мифу, тоже заключает в себе формулу, в которую укладывается осознающая себя жизнь читателя.

Мифологический пласт обеспечивает прорыв к мировой целостности, погружение частных явлений в стихию первоначал бытия не отождествлять с сознательным мифологизмом и мифопоэтикой сюжетнофабульный уровень, который, по замечанию автора, феноменологическому описанию поддается особенно легко - предметнопсихологическая детализация - архитектоника голосов система речевых характеристик - композиция не построение вообще, а собирание единого высказывания из фрагментов - ритм, его магнитное поле, воссоединяющее автора, героя и читателя в едином строю интонационного переживания.

Выделенные В.И. Тюпой слои художественной реальности характеризуются автором как своего рода матрешка из трех пар разновременных по происхождению превращенных форм духовно непосредственного освоения мира человеком Тюпа В.И. Художественность литературного произведения.

Красноярск, 0000. С 00 Мифологическая ситуация и ритмическая организация речи общеэстетические слои всякого произведения искусства. Сюжетосложение и композиция включают в себя срединные слои детализацию, речевые характеристики.

Последние два, по мнению Тюпы, наиболее молодых слоя, запечатлевают творческую индивидуальность писателя. При этом уровни могут быть развиты неодинаково, повышенная интенсивность разработки одного слоя может сочетаться с редуцированностью, с приглушенностью или бледностью другого, а роль стилевой доминанты может приходиться на разные пласты художественной реальности Там же. С 00 Обстоятельность теоретического анализа в монографии Тюпы обусловило его вклад в методологию исследования. Широкому кругу читателей сборников ставропольского семинара TEXTUS известен положительный опыт феноменологического подхода в области лингвистики текста К.Э. Штайн, который плодотворно используется и литературоведами.

Можно назвать также статью волгоградских ученых Литературное произведение как предмет феноменологического анализа Суродина Н.Р Щеглова Л.В. Литературное произведение как предмет феноменологического анализа Социокультурные исследования. Вып. 0. Волгоград, 0000. С 00-00 У филологов СанктПетербургского университета возрождается интерес к феноменологическим аспектам наследия Б.М. Энгельгардта 0 . Полагаю возможным среди литературоведческих методов и подходов обозначить и феноменологический, ориентированный как на послойное рассмотрение произведений, идущее от Гартмана и Ингардена, так и на выявление профеноменов архетипов, продемонстрированное Г. Башляром.

Изымая литературное произведение из контекста социальных связей, феноменологический метод сосредотачивает внимание на его онтологии.

В сочетании с другими методами феноменологический оптимально раскрывает тайны художественного творчества, подвластные лишь ему. Но несмотря на определенные успехи феноменологического литературоведения, абсолютного признания оно пока не получило. Если герменевтика открыто признается методологической основой науки о литературе, то идеи феноменологии в теории литературы используются пока что в снятом виде в рассмотренных выше чисто литературоведческих работах даже нет ссылок на философовфеноменологов. В уже упомянутом выше новом учебнике В.Е. Хализева Теория литературы герменевтике посвящается несколько параграфов, тогда как понятия феноменология нет даже в предметном указателе, и ссылки автора на работы Тюпы с феноменологией, таким образом, не связываются.

Больше того, далеко не во всех публикациях, где употреблены понятия феномен, феноменальный речь идет о феноменологии, скорее, в них развиваются положения Бердяева о феноменальном и ноуменальном.

Между тем востребованность двух ярких ветвей философской мысли XX века очевидна, о чем свидетельствуют и новые переводы в области феноменологии Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 0. М 0000. С 00 Полная изолированность герменевтики от феноменологии противоречит истинному положению вещей. Литературоведу необходимо видеть и общее в фазах их развития и, главное, специфику герменевтического подхода, принципиально отличного от феноменологического, о чем мы говорили выше. Заметим, что за рамками работы осталась проблема герменевтика и деконструкция, которой уделял внимание А. Лашкевич Дашкевич А.В. Рецептивно-герменевтический подход в литературоведении.

Ижевск, 0000. С 00-00. и которая рассматривается в специальном издании Герменевтика и деконструкция СПб 0000 . Что касается герменевтики, то она интегрирует научное знание и практическое сознание в личностное знание. А поскольку, говоря словами Мамардашвили, перейти от собственной внутренней ясности к высказыванию об этих вещах вслух очень трудно Мамардашвили М. Лекции о Прусте М 0000. С 000 то герменевтика дает определенные правила и методику интерпретирования Определенные правила и методики филологической герменевтики сложились с учетом положений Аристотеля и Блаженного Августина уже к середине XIX века в работах Ф. Шлейермахера, позже они разрабатывались Дильтеем В этом плане интересны личные опыты столпов герменевтики Хайдеггера и Гадамера, которые не только ссылались на Фридриха Гельдерлина, но и дали образцы интерпретаций стихотворений Слово Стефана Георге Хайдеггер и Не действуй наперед Пауля Целана Гадамер. Для оценки и интерпретации художественного произведения применяются герменевтические истолковательные процедуры.

Их цель, вопервых, прояснить Слово, которое без этого может остаться герменевтичным, закрытым, вовторых поддержание постоянной рефлексии над самим процессом познания.

При этом учитываются такие категории, как предпонимание, герменевтический круг, которые работают и сегодня, что подтверждает популярность издания Художественная рецепция и герменевтика М 0000 . 0.0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема исследования философского текста с позиции феноменологического и герменевтического знания

Актуальность настоящей работы, приводимой в курсовой работе, обусловлена необходимостью исследования естественного философского языка, как сферы… Практическая значимость исследования обусловлена следующими обстоятельствами -… Наглядным примером, иллюстрирующим обозначенную проблему, является настоящая курсовая работа, в которой из названия,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Российская герменевтическая традиция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ГЕРМЕНЕВТИКА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК АРСЕНАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА
ГЕРМЕНЕВТИКА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК АРСЕНАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА. В первой главе своей работе я предположил, что философский текст представляет собой гармоничное соединение фрагментов науч

Основы теории экзегетики
Основы теории экзегетики. Как и все мировые религии, христианство исходило из сакральной сути Слова вспомним библейское В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Первым теоретиком

Феноменология Эдмунда Гуссерля
Феноменология Эдмунда Гуссерля. Феноменология греч буквально - учение о феноменах, вначале одна из философских дисциплин, позднее - идеалистическое философское направление, стремившееся освободить

Феноменология и герменевтика Мартина Хайдеггера
Феноменология и герменевтика Мартина Хайдеггера. Ключевой фигурой, обозначившей пересечение феноменологии и герменевтики, стал Мартин Хайдеггер 0 , чья приверженность к тому или иному научному напр

Герменевтика Ханса Гадамера род. в
Герменевтика Ханса Гадамера род. в. Встреча двух направлений дала мощный толчок развитию современной герменевтики в лице Ханса Гадамера род. в 0000 , который считал долгом подчеркнуть истоки собств

Феноменологический и герменевтический подход
Феноменологический и герменевтический подход. Принципиальная разница феноменологического и герменевтического подходов очевидна. Она, вопервых, заключается в разных предметах исследования. Ка

Современная герменевтика за рубежом
Современная герменевтика за рубежом. На философскую герменевтику Х.Г. Гадамера опирался известный немецкий литературовед Ханс Роберт Яусс 0 . Для последнего было важно, что Гадамер реабилитировал т

ПРАКТИКИ АНАЛИЗА И РЕФЕРИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ
ПРАКТИКИ АНАЛИЗА И РЕФЕРИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ. В предыдущей главе курсовой работы мной рассмотрены феноменологический и герменевтический арсенал исследователя философских и литературных текс

Работа с источниками и комментаторской литературой в интерпретации учебнометодического пособия От курсовой к магистерской
Работа с источниками и комментаторской литературой в интерпретации учебнометодического пособия От курсовой к магистерской. Умение читать. Библиографические навыки, историографическая осведомленност

Технологии анализа философских текстов в эпоху постиндустриального общества
Технологии анализа философских текстов в эпоху постиндустриального общества. Вероятно методика работы с текстом, приведенная в первом параграфе, является устоявшейся практикой, с которой студентам

Обработка знаний современный подход
Обработка знаний современный подход. В основе методики, предлагаемой мной, для использования современным студентом с целью анализа документов, лежит представление смысла текста в форме семантическо

Возможности технологии автоматического анализа текстов
Возможности технологии автоматического анализа текстов. Технологии автоматического анализа содержания текста предназначены для решения следующих задач Тематический анализ текста документа. П

Выявление смысловых связей в тексте
Выявление смысловых связей в тексте. Выявляет смысловые ассоциативные связи между ключевыми темами текстов. В комплексе с тематическим анализом устанавливает для каждой темы ряд близких тем,

Анализ статистики ключевых слов с ключевым весом от
Анализ статистики ключевых слов с ключевым весом от. герменевтического 2. 000 текста 3. 00 автора 4. 00 искусственного 5. 00 истории 6. 00 культуры 7. 00 курсовой 8. 00 литературоведении 9. 00 наук

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги