Новаторская философия Иммануила Канта

Филиал Казанского университета экономики управления и права Факультет психологии Новаторская философия Иммануила Канта Реферат по истории зарубежной философии Выполнила ст. IV курса ОЗО Бутякова Г.А. Проверил кандидат философских наук Гайков А.В. Набережные Челны, 1999г. Содержание Введение 2 1. Немецкая классическая философия 2. Иммануил Кант 2.1 Личность и творчество 2.2 Творчество в докритический период 2.3 Руссо и Кант проблема цивилизации и человека 2.4 Бессмертные идеи Критики чистого разума 2.5 Революция в способе мышления 2.6 Возможна ли и как возможна свобода 3. Заключение 14 Список литературы 15 Введение На нынешнем этапе истории осуществляется коренная ломка привычных стереотипов, устоявшихся, догматизированных представлений.

Рождается новое мышление. И ведь это происходит не первый и не последний раз в человеческой истории.

В такие времена философия, откликаясь на ускорение исторического процесса, обычно рождала, применяла и усовершенствовала диалектические идеи примы, методы, позволяющие овладевать в мысли вс более стремительным развитием общества и истории. Проблему - задачу эту можно считать вечно, возникающей вновь на каждом витке развития цивилизации. А начиналось е решение с того, что английский философ XVII веке Ф. Бэкон называл расчищением площади ума от сковывающих его идолов, призраков.

И разве не сходная задача стоит перед нами сегодня В том же веке французский мыслитель Р. Декарт выдвинул и систематически развил идею о необходимости методического сомнения в унаследованных знаниях, проверки их на содержательность, осмысленность и доказательность - и эта великая идея вместе с другими идеями французского философа стала сегодня остроактуальной. В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого возникает вызов и для них самих некоторые из философских идей - в том виде, в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы подвергаются уточнению, критике, а то радикальному пересмотру им на смену приходят существенно отличные философские идеи. Так было, например, в новое время с идеей свободы.

Тогда возникли незнакомые прошлому философские идеи, с помощью которых обосновывались всеобщие, не знающие никаких исключений права человека. Но то, над чем бились философы, начиная с глубокой древности и в новое время не потеряло своего значения.

Философские идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном самостоятельном царстве чистого духа, чистой мысли. Они живут и обновляются в контексте действительной исторической жизни вполне определнных, реальных индивидов. Место их существования - проблема, вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не беспочвенных вымыслов это и есть мир реальной истории, а конкретнее, мир сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и культуры.

В последнее десятилетие вс больше приходилось сосредоточивать внимание на уточнении концепции социально - исторической обусловленности философской мысли и е обратного влияния на общество. В центре обновлнной концепции, стоят понятия цивилизация, эпоха, историческая ситуация. Противоречия современной цивилизации - е взлты и откаты, и стремительный бег, невиданное ускорение и вдруг душные времена, мертвящие зоны застоя, наконец, самый страшный парадокс угроза уничтожения цивилизации, и не какой-то внешней силой, а творениями самой цивилизации - вот что в конечном счте заставляет на пороге нового столетия и нового тысячелетия высветить именно цивилизованные аспекты человеческого бытия, как они видятся сквозь призму исторической философии.

Из необозримого множества отдельных периодов, шагов исторического развития философии представляют проблему противоречия человеческой цивилизации и человека цивилизации поистине выдающие мыслители. Можно выделить особо мыслящих и тревожащихся о цивилизации мыслителей Запада, таких как досократики, Сократ, Платон, Аристотель, Дж. Бруно, И. Кант. Эти мыслители сильнее других утвердили идеи, без сохранения и развития которых человечество не спаст сво создание, цивилизацию, оказавшуюся столь хрупкой.

Эти великие, такие старые и такие новые мировоззренческие идеи единство, целостность мира, Вселенной Космоса и человека единство свободы и ответственности, прав и свобод личности единство индивида и человечества, индивида и народа, народа, нации, народов человечества.

Эти мыслители какими бы проблемами ни занимались - размышляли ли, писали ли о природе, космосе и Боге, об атомах или идеях, о познании или логике, мысли вс равно возвращались, к вопросу о человеке, его свободе, достоинстве, традициях его судьбы. В работах мыслителей можно сконцентрироваться на общей проблеме трудного становления Человека Цивилизации и вокруг идей философов, которые внесли особый вклад в рождение, развитие, защиту общечеловеческих гуманистических ценностей. 1. Немецкая классическая философия Иммануила Канта 1724-1804 считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли.

Охватывающего более чем столетие духовного развития - напряжнного, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан по истине с великими именами наряду с Кантом это И. Г. Фихте 1762-1814, Г. Гегель 1770-1831, Л. А. Фейербах 1804-1872 - все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени - периода грандиозных социально-исторических преобразований.

Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят е как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием. Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интелектуальную цепь философских абстракций.

Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие. Кант и другие представители философски рассуждают о мире - о мире в целом, о закономерностях е развития. Это так называемый онтологический аспект философии - учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. Теория познания, гносеология.

Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии - таковы были в эпоху Канта дисциплины философии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие метафизика.

Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода. Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания - методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

Четвертый момент - это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки и критерии историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения - интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической разумности. Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, духа, мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

И наконец, последнее, что объединяет немецкую классику в единое целое в своем рассмотрении человека и истории эта философия чтко и ясно сконцентрирована на вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики.

Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задат себе и сегодня. Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры.

И одна из самых ярких этих звзд - Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. 2. Иммануил Кант 2.1.

Личность и творчество

антропологический вопрос главный для философии. Его мысль начинает участвовать в обновлении философии Германии. После окончания университета в 1746 году Кант вступает в новый путь он... . Проникая в глубину истории философии, Кант осваивает одновременно таки...

Творчество в докритический период

В 1755 году написана третья диссертация О философской монадологии. Тол... Тему цивилизации и цивилизованного человека он будет затем поднимать в... Под влиянием цивилизации. Как решить, как с ним справиться. Без цивилизации он не выбрался бы ни из животного состояния, ни из сос...

Бессмертные идеи Критики чистого разума

Почти каждая эпоха читает Критику чистого разума по-своему, видит в не... А практический разум - это способность некоторые предметы производить,... . В предисловии к первому изданию своего произведения Кант объясняет его... Он исследует проблемы, которые принадлежат к самой сердцевине творчест...

Революция в способе мышления

е. с. 491-492 Кант не случайно связывает свободу с умопостигаемым миром идей... . Нельзя понять человека ни как свободное существо, если просто связать ...

Заключение

Заключение Начало и конец кантовской Критики чистого разума - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе.

Мы ниоткуда свободу не возьмм, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности.

Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой. Я привержена этим выводом Канта. Закончить разговор о Канте хотелось бы его бессмертными словами - помещнные в Заключении Критики практического разума, они раскрывают суть и замысел свей его философии. Две вещи наполняют душу всегда новым и вс более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них это звздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.

Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности.

Второй начинается с моего невидимого я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен

Список литературы

Список литературы 1. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта Опыт совр. прочтения Критики чистого разума. М. Наука, 1986. 2. Введение в философию, М 1989. 3. Гулыга А. Кант, М 1981. 4. История философии в кратком изложении, М. Мысль, 1991. 5. Кант И. Соч. т.2, т.6. 6. Кант И. Трактаты и письма Вступит. ст. А.В.Гулыги - М. Наука, 1980. Памятники философ. мысли. 7. Маркс К Энгельс Ф. Соч. т.20. 8. Методическое пособие по философии, М. Политическая литература, 1973. 9. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М. Политическая литература, 1991. 10. Современная западная философия словарь, М. Политическая литература, 1991. 11. Философия Канта и современный идеализм, И.С.Андреева, И.И.Ремезова, Л.А.Боброва и др. Отв. ред. И.С.Андреева, Б.Т.Григорьян АН СССР, ИНИОН, М. Наука, 1987. 12. Философия, основные идеи и принципы Под ред. А.И. Ракитова, М. Политиздат, 1990. 13. Философия учебник для высших учебных заведений, Ростов нД. Феникс, 1997. 14. Философский словарь, изд. Политическая литература, М 1985.