Познание и ценности

Международный Юридический институт при Министерстве Юстиции Российской федерации Факультет регионального обучения СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ РЕФЕРАТ По предмету Культурология На тему Культура и цивилизация.Выполнила Галева Г.В. Учебная группа СО.10.2004 студенческого билета Установленная дата сдачи Работа сдана на проверку Методист г. Смоленск, 2005г. План 1. Введение. 2. Рождение понятия цивилизация в эпоху Просвещения. 3. О культурно-исторических типах Н. Данилевского. 4. Шпенглера. 5. Уроки О. Шпенглера. 6. Запад и Восток как столкновение цивилизаций. 7. На пути к единой мировой культуре. 8. Заключение. 9. Список используемой литературы. 1. Введение Одни культурологи понимают соотношение культуры и цивилизации слишком просто, другие чрезвычайно запутывают этот вопрос.

Упрощать проблему - это значит использовать термины культура и цивилизация в качестве синонимов.

Не намного ближе к сути дела такая трактовка, когда цивилизацию сближают с материальной культурой, а на долю культуры оставляют ее же духовную составляющую. На другом полюсе, наоборот, располагаются усложненные толкования взаимоотношений цивилизации и культуры, как, к примеру, в работах В. С. Библера - автора известного проекта Школы диалога культур. Цивилизация утверждает Библер входит в само ядро произведений культуры, в культурную жизнь в качестве необходимого, я бы сказал, технологического изобретения, и сопровождает жизнь культуры постоянно, накапливаясь и развиваясь.

Имеется в виду то, что цивилизация закрепляет и объективирует творческие усилия культуры. Это некий объективный, опредмеченный аспект, или, как выражается Библер, цивилизационная прокладка любой культуры, без которой нет культурного творчества, но к которой это творчество несводимо. Причем в современном гражданском обществе, по мнению Библера, цивилизация представлена прежде всего правовыми связями, которые регулируют связи культурные или диалогические.

Цель такой цивилизации в том, отмечает Библер, чтобы в творческом диалоге культур участвовали люди воспитанные, когда их подсознание прочно заперто на замок в глубокие подземелья, не может прорваться в трудное, разумное, рефлективное. И еще одна особенность цивилизации по Библеру она способна к развитию через накопление - умений, возможностей, воспитанности, тогда как культура развивается через общение особенных личностей и самих культур. Можно было бы привести и другие современные трактовки культуры и цивилизации, требующие особого анализа.

Но лучше всего в этом вопросе не разбирать изыски современных культурологов, а двигаться вместе с самой историей, в которой сложилось просветительское понимание цивилизации, а затем это классическое представление подверглось радикальному отрицанию со стороны неклассически мыслящего О. Шпенглера. Выявив причины этой коллизии, мы и поймем суть заявленной проблемы. 2.

Рождение понятия цивилизация в эпоху Просвещения

Наиболее развернутый теоретический анализ культуры, как уже говорилось... А европоцентризм, если уточнять его методологическую основу, является ... 4. Но в данном случае не так важно, каким словом называет Шпенглер те уни... Сам Шпенглер подчеркивает, что у него понятие цивилизации, помимо этич...

Уроки О. Шпенглера

Шпенглера. Итак, уже до Великой Французской революции начался сдвиг в сторону пес... Если у просветителей цивилизация едина для всей народов, то у Шпенглер... к гибели своим путем. В такой радикальной переоценке ценностей и перео... Те процессы, которые в эпоху Просвещения демонстрировали свои достоинс...

Запад и Восток как столкновение цивилизаций

Зачастую эта аргументация приобретает оттенок расизма. Чего стоит, к п... Но на другой чаше весов находятся столь же бескомпромиссные взгляды. Стоит напомнить, что о тех же достоинствах говорили славянофилы и почв... И, тем не менее, в конце XX века указанная тенденция стала совершенно ... Не говоря уже о системе массовой коммуникации и информации, обеспечива...

На пути к единой мировой культуре

Каждый ученый знает, что создать классификацию - это значит распредели... Межуев в давнем сборнике Проблемы философии культуры при типологизации... И в ней действуют как центростремительные, так и центробежные силы. И первыми вступили на путь культурного изоляционизма в ответ на агресс... И наиболее позитивных результатов здесь достигла Япония.

Заключение

Заключение.

Итак, опыт ХХ века показал, что существуют два типа монизма в культуре. В первой случае под мировой культурой имеют в виду одну единственную культуру, как это было в Новое время. Во втором случае мировая культура является не единственной, а единой культурой человечества, в рамках которой каждый народ и регион пытается занять свое особое место. При этом идея самобытного, а точнее автономного развития становится мифом, который разные силы используют в корыстных и амбициозных целях. 9.

Список используемой литературы

Список используемой литературы . 1. Запад и Восток традиции и современность М 1995. 2. Мареева Е.В. Культурология.

Теория культуры учебное пособие для вузов М 2002. 3. Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для вузов М 1999. 4. Современные теории цивилизаций М 1997. 5. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 - М 1993 Т.2 - М 1998. 6. Введение в культурологию Учебное пособие для вузов Рук. авт. колл. и отв. ред. Попов Е. В. 3-е изд. М 2000. 7. Культурология Учебное пособие для вузов Составитель и отв. ред. Радугин А. А. М 2003. 8. Культурология Учебное пособие для студентов вузов Под ред. Драча Г. В. Ростов-на-Дону, 2003. 9. Розин В. М. Введение в культурологию Учебник для высшей школы.

М 2000. 10. Хрестоматия по культурологии. T. 1. Самосознание мировой культуры. Спб 2002.