рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Коперниковский переворот замыслы и итоги

Коперниковский переворот замыслы и итоги - раздел Философия, Философская религиоведческая концепция психоанализа З Фрейда Коперниковский Переворот Замыслы И Итоги. Сегодня Вряд Ли Кому-Либо Придет В ...

Коперниковский переворот замыслы и итоги. Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важностьпоставленных Фрейдом проблем.

Привлечение внимания научной общественности ксложной и малоисследованной стороне психической жизни человека, не осознаваемойим, но отнюдь не пассивной, действительно имело большое теоретическое ипрактическое значение. По существу отмечает А.Е. Шерозия это означалопопытку найти особую форму модификации человеческой психики за пределамисознания и сделать ее предметом объективного наблюдения.

Благодаря этому вкачестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формахее проявления, как в сознательной, так и наяву, как в норме, так и впатологии. Проблема, таким образом, поставлена точно и своевременно, но найтинужный ключ к ее решению Фрейду, к сожалению, не удалось. Психоанализ представляет собой крайне противоречивое учение, вкоторой факты сосуществуют с домыслами, язык строгой науки совмещается с языкоминосказаний и образов.

Причем, в большинстве случает позитивные моменты не даныв теории Фрейда в чистом виде. Они сплошь и рядом затемнены и искажены терминологическимиухищрениями, произвольными заключениями и непроверенными гипотезами. Фрейд не раз называл психоанализ своим детищем. Поэтому, рассматривая религиоведческие воззрения Фрейда в рамках общей теориипсихоанализа, нельзя не коснуться тех вех его жизни и творчества, которыеоказали непосредственное влияние на их оформление и развитие. 2. Исходныемировоззренческие установки основателя психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкоготорговца.

Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи ужеутратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам истрасть к знаниям. В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось подвлиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма.

Решающую роль вформировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Еще вгимназические годы Фрейд познакомился с учением Ч. Дарвина, составившего целуюэпоху в истории научного знания. В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венскогоуниверситета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Подруководством Э. Брукке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствующих оформлению материалистической теории нейронов.

Он был убежден, что органом психики является мозг и психические процессы существуют внеразрывной связи с физиологическими. Академическая карьера, несмотря науспешную исследовательскую работу, была для него закрыта. Крушением творческихпланов усугублялось тяжелым материальным положением семьи. Пройдя стажировку вВенской народной больнице, Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечениемневрозов. Однако очень скоро он обнаружил, что не располагает ни теорией, ни эффективными методами, необходимыми для борьбы с этим распространенным, носовершенно не изученным заболеванием.

Затруднения Фрейда были естественнымотражением общих трудностей науки его времени. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическоесредство, энтузиазм, отчаяние, нетерпение Фрейда прекрасно отражает история скокаином 1883 г действие которого он изучал на себе и близких. ЭкспериментыФрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторым его добровольным испытуемых. Начальный этап научной деятельности Фрейда совпал с расцветом вневрологии физико-химического направления исследователей.

До тех пор пока Фрейдзанимался собственно нейрофизиологией, гистоанатомией и органическойневропатологией, методологические принципы физико-химического подхода вполнесебя оправдывала. Но, как только он приступил для изучения высших формпсихической деятельности, ограниченность подобных методов сразу дала о себезнать. Медики вспоминает Фрейд в последствии были воспитаны в духеисключительно высокой оценке анатомических, физических и химических методом.

Коценке психического метода они не были подготовлены, т.е. они отнеслись к немубезразлично или отрицательно. Мало чем могла помочь Фрейду и психология, которая делала свои первые шаги. Фрейд искал таинственную причину неврозов почти полторадесятилетия. В 1885 г пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии вВенском университете, Фрейд получил возможность поехать на стажировку в Париж, во всемирно известную клинику Сальпетриер, которую возглавлялкрупнейший невропатолог Жан Мартен Шарко. Мысль Шарко о том, что причиныфункциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а впсихологии, глубоко запала в сознание Фрейда. Натолкнувшись на книгу доктора Ипполита Бернгейна Внушение и его применении в качестве терапии, он попыталсяприменить гипноз в целях лечения больных.

В ряде случаев гипнотическое внушениевело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразилего эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна былоприказано по пробуждению открыть зонтик, что она и сделала.

На вопрос, зачемона открыла зонтик, пациентка смущенно ответила, что хотела удостовериться еели зонтик. Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкийрезультат и затрудняет понимание природы нервно-психологических заболеваний. Поэтому под гипнозом необходимо заставить больного вспомнить, заново пережить итем самым разрядить подавленный психический импульс, вызвавший болезнь.

Обобщивнакопленный материал, Фрейд пришел к выводу, что организм располагаетпостоянным количеством энергии психической энергии. Если эта энергиясвоевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается илиподавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический импульс. Смыслпредложенного состоял в том, чтобы разрядить патогенный зарядпсихической энергии. Эта работа подводила итого многолетним изысканиям Фрейда. 1.3.Психоанализ 3.Фрейда. Для рассмотрения основных вопросовреферата необходимопровести разграничение основных понятий, используемых в ходе работы. Психоанализ отгреч. psyche-душа и analysis-решение - часть психотерапии, врачебный методисследования, развитый З.Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытыхсвязей и основ человеческой душевной жизни.

Эта доктрина строится напредположении, что известный комплекс патологических представлений, вособенности сексуальных, вытесняется из сферы сознания и действуетуже из сферы бессознательного которое мыслится как область господствасексуальных стремлений и под всякими масками и облачениями проникает всознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. Вдействии таких вытесненных комплексов видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов истерий, и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе анализе можнобыло свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их путем беседы или соответствующих действий, а именно предоставить им возможностьотреагировать.

Сторонники психоанализа приписывают сексуальному либидо центральную роль, рассматривая человеческую душевнуюжизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений кудовольствию или к неудовольствию. Исходяиз вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трехуровнях 1.психоанализ- как метод психотерапии 2.психоанализ- как метод изучения психологии личности 3.психоанализ- как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии. Рассмотревосновной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться кнему как мировоззренческой системе. Врезультате творческой эволюции З. Фрейдрассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своимикомпонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами Оно ид ,Я эго и сверх-Я супер-эго. ПодОно ид понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее нио реальности, ни об обществе.

Она изначально иррациональна и аморальна. Еетребованиям должна удовлетворять инстанция Я эго. Эгоследует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющихадаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго - посредник между стимулами, идущими как изэтой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответнымидвигательными реакциями с другой.

Кфункциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешнихвоздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиямиинстинктов исходящих от ид. Особоезначение придавалось сверх-Я супер-эго, которое служит источником моральных ирелигиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом.

Если ид предопределенгенетически, а Я - продуктиндивидуального опыта, то супер-эго -продукт влияний, исходящих от других людей.

Оно возникает в раннем детстве связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа или Электры и остаетсяпрактически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодарямеханизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью.

ЕслиЯ эго примет решение или совершит действие в угоду Оно ид, но в противовессверх-Я супер-эго, то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувствавины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх- Я частодействует жестоко, даже садистски.

От напряжений, испытываемых под давлениемразличных сил, Я эго спасается с помощью специальных защитныхмеханизмов - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение изсознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в областьбессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на негодавление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровеньповедения или мышления.

Сублимация - один из механизмов, посредством которогозапретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. УчениеФрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, преисподнюю психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важныйаспект открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием инеосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, покоторой скользит при самонаблюдении взор субъекта.

Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственноговнутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощьпризван прийти психоанализ с его методом свободных ассоциаций. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущиеповедением инстинкт самосохранения исексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этотвторой инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы ссылка наЮнга и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепогоинстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человекиспытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальноевлечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациямего пациентов.

Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.

Исследуя своисобственные сновидения, Фрейд пришел к выводу, что сценарий сновидений при его кажущейся нелепости нечто иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах -символах этой формы ночной жизни. Идеяо том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге Психопатология обыденной жизни 1901 . Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснятьих слабостью памяти.

По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому чтоничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причиннообусловлено. В другой работе Остроумие и его отношение кбессознательному 1905 шутки иликаламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного темиограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальныенормы. Схемапсихосоциального развития личности отмладенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение клицу противоположного пола, рассматривается Фрейдом в Трех очерках потеории сексуальности 1905 . Однойиз ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формулаотношения мальчика к родителям мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. Впериод первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления ксмерти Тонатос как антипод Эросу, по Фрейду, этот инстинкт включает в себя иинстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготениек смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводиласьв ранг известного, заложенного в самой природе человека биологическогопобуждения. 1.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философская религиоведческая концепция психоанализа З Фрейда

Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и ученияоснователя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об… Проблема религии занимает особое место в социальной философиипсихоанализа.… Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основымифов о рае и аде, добре и зле, боге и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Коперниковский переворот замыслы и итоги

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом
Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом. Многие западные, да ироссийские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейдаосновывается на фактах клинического наблюден

Происхождение и сущность религии в свете психоанализа
Происхождение и сущность религии в свете психоанализа. Случай исуеверие. Невроз и религия Постулировав детерминированность любых психических феноменов ивозможность при правильном истолковани

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги