Учение о душе Платона

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Философии Реферат на тему: «Учение о душе Платона» Выполнила Ревенок Т.А. ПГС-3-12 Проверила Скворцова Л.М. Москва 2007 Содержание 1. Введение….2. О Платоне 1. Жизнь Платона….3 2.2. Идеализм Платона…3. Учение о душе 1. Душа и ее страсти… 2. Любовь как движущая сила любви….3. Космическая душа… 4. Доказательства бессмертия души и критические замечания к ним…… …4. Заключение….5. Библиография………….…1. Введение Имя древнегреческого философа Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру.

В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом.

Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха. Одной из задач, которую ставил перед собой Платон, было познание отдельным человеком самого себя. Для этого необходимо было определить «себя» от «самого» и рассмотреть сущность этого «самого», т. е. душу. Душа является главной категорией в философии Платона.

Теория души является актуальной для всего творчества Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души. Почти в каждом из произведений Платона в той или иной степени затрагивается душа, затрагивается то, что касается души, то без чего невозможна теория души. Платон в своем учении о душе обращает внимание на те вопросы, которые всегда интересовали всех мыслящих, да и вообще большинство людей: о жизни и смерти, о теле и душе, о судьбе тела и судьбе души, о высшем назначении человека.

Цели данной работы: 1.Рассмотреть душу замутненную разными страстями 2.Рассмотреть движение души к истине 3.Рассмотреть то, что есть душа в ее чистоте 4.Рассмотреть доказательства бессмертия души Платона 2. О Платоне 1.

Жизнь Платона

Античные биографы, как правило, без отбора приводили и сплетни, и исто... В 408 году Платон встречает в Афинах Сократа, мудреца и философа, бесе... Светлый образ Сократа, умирающего за истину и беседующего в свой смерт... Платон отправился в странствие, продлившееся 10 лет. Он слушал многих философов Малой Азии, оттуда направился в Египет, где...

Идеализм Платона

Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество... Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освоб... Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. Учение о душе 3.1.

Душа и ее страсти В диалоге «Федр», находится первая в истории античной философии развернутая трактовка природы души. Причем вводится она весьма своеобразно: рассмотрение вопроса, какова душа, требует «божественного и пространного» рассуждения, чему же она подобна, считает Платон, можно сказать и «человеческим языком». Заметим, что язык образов и символов использовался основателем «Академии» всякий раз, когда он обращался к изображению сущности души и ее судьбы.

Вызвано это не только «божественностью происхождения» души, но и той «двусмысленной», вечно неоднозначной ситуацией, в которой она пребывает. Ее обращенность одновременно к небесам и земле подчеркивается платоновской концепцией колебания душ между нисхождением в земное существование и возвращением на небеса.

Эта-то «двунаправленность» и мешает ее однозначному определению. Поэтому Платон обращается к образно-символическому языку. Мифологема крылатой упряжки, управляемой возничим-разумом, в которую запряжен конь благородный и конь низкого происхождения, является одним из проявлений такого языка. Платон не был первым, кто воспользовался образом крылатой повозки. Еще Парменид во вступлении к своей поэме «О природе» водрузил на нее героя, открытого гласу муз. Но именно у Платона упряжка связывается с душевной стихией вообще.

Согласно Платону тело является проводником страстей, обременяющих душу. Платон, сравнивая душу с крылатой колесницей, тем самым показывает нам душу страстную, душу отягощённую земным. Итак, в диалоге «Федр» философ уподобляет душу крылатой колеснице, управляемой возничим — умом (который и является душой самой по себе), с двумя конями - «…уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего…». Божественные души движутся вместе с небом, а их возничий видит то, что выше неба, т.е. истинное бытие, вечно неизменное и прекрасное, в котором пребывают справедливость-в-себе, рассудительность-в-себе, знание-в-себе и прочие добродетели.

Человеческие же души только иногда имеют возможность заглянуть в занебесное «поле истины» и так как это дается с трудом и далеко не всем, то среди человеческих душ на небе возникают толкотня и беспорядок. Один из коней является тем, что мешает душе созерцать «занебесную область»: «…но ей не дают покоя кони, и она с трудом созерцает бытие», почему часто души и становятся тяжелыми, падают с неба на землю и воплощаются в телах смертных и вечно ищущих людей.

Эти кони и есть ничто иное как страсти души, то, что приходит в душу от тела. Что же Платон подразумевает под страстями? Согласно Платону страсти - это всё то в душе, что опускает её вниз, на землю, т. е. всё то в ней, что не возвышает её к истинному бытию.

Желания человека спать или есть не относятся к жажде истины и, стало быть, они являются страстями. Это вовсе не значит, что человеку не следует есть и спать; а дело в том, что если душа человека хочет того или этого не связанного с истиной, то она в данный момент и не является настоящей душой. В своем диалоге “Федон” Платон говорит, что философ (ни кто иной как философ претендует на обладание настоящей душой) должен как можно сильнее ограничить свою связь с телом (только убивать себя не дозволено), т. е. освободить себя от мирских желаний, и быть наедине с собой.

Платон призывает к умеренности во всём, к безмятежности. Окружающий мир не должен затрагивать человека, ничто внешнее (т. е. чужое человеку, чужое его душе) не должно вызывать в нём отклика. Душа должна жить лишь истиной. Платон говорит о трёх началах души — «разумное», «яростное» и «вожделеющее» начала. «Яростное» и «вожделеющее» относятся к страстям. Задача человека состоит в том, чтобы подчинить эти два начала началу разумному.

Душа неразумная подчиняется телу, ей свойственен неразумный пыл и раздражительность; душа разумная не обращает внимания на тело и борется с неразумием. Таким образом, душе одолевать страсти помогает сама душа. Чем более душа предаётся своим истинным занятиям, тем менее её обременяет земное. В земной жизни страсти так или иначе одолевают каждого человека, и отвлекают его от истины. С самого рождения человек привыкает к своему телу, привыкает к тому, что опыт необходим, без него не обойтись, душу загрязняют земные желания, страсти.

Однако, если человек удовлетворяет свои желания, его душа не остаётся удовлетворённой, ей чего-то не хватает. Но душа, замутнённая страстями, не погибает. Душа движется вперёд, ею движет любовь. 3.2. Любовь как движущая сила души Эрот, бог любви, пребывает, по словам Платона, между богами и людьми, и связывает Небо и землю, являясь “посредником между богами и людьми”. Благодаря ему всё земное тянется к небесному.

Любовь — это то, что связывает низшее и высшее. Обитая в душе, любовь тянет душу с земли на Небо. Причём любовь бывает только к прекрасному, любовь к безобразному — не любовь. Любовью называется стремление к чистому бытию, истинной родине души. Поэтому-то Эрот так важен для Платона: без стремления к истине истины не найти. Любовь — это путь к миру идей, к этой обители чистой истины. Душа, обитая на земле, «довольствуется мнимым пропитанием», однако, не остаётся спокойной. Душа хочет чего-то настоящего, а не мнимого, душа хочет прекрасного.

Наслаждаясь внешним, чувственным, земным, человек оставляет незаполненной пустоту в своей душе, душа чахнет, болеет, душа ищет. Именно сила любви не даёт ей быть безмятежной и довольной. Постоянные воспоминания на земле о небесных видениях и неистовое стремление к небу – это и есть настоящее неистовство и подлинная влюбленность, видящая в любимом отблеск небесной красоты – «Восприняв глазами истечение красоты, он согревается, а этим укрепляется природа крыла…». Человек, добившись всего желаемого в этом мире, может считать себя счастливым.

Но беспокойство остаётся, и любовь, живущая в душе каждого, напоминает ему, что что-то не так. Не видя прекрасного душа страдает, а созерцая истину, созерцая прекрасное, душа радуется, раны её начинают затягиваться –«…стержень перьев набухает, и они начинают быстро расти от корня по всей душе – ведь она вся была искони пернатой». Платон словами Аристофана рассказывает о первобытном существовании людей одновременно в виде мужчин и женщин, или в виде андрогинов.

Поскольку люди в этом виде были очень сильны и злоумышляли против Зевса, последний рассекает каждого андрогина на две половины, разбрасывает их по всему миру и заставляет их вечно искать друг друга для восстановления их прежней полноты и могущества. Человек хочет изначального, он хочет найти своё, подходящее себе. Любовь и является желанием этого. Прекрасное и истинное ближе всего душе и составляют её

Содержание

Содержание.

Душа, любя, ищет саму себя. Что имеет в виду Платон, когда пишет, что любовь является стремлением родить в прекрасном? Родить в прекрасном означает стать прекрасным. Душа хочет родить истину, хочет стать истинной. И именно любовь к истине движет ею. Выражаясь образно, сначала душа имеет в себе лишь смутное представление об истине, и мир ей предстаёт неясным отражением истины. И любовь к прекрасному самому по себе подсказывает ей, что в ней нет ещё самой истины, а лишь предчувствие её. И, движимая Эротом, душа стремиться выйти за свои пределы, хочет преодолеть эту смутность и неясность.

И чем сильнее её любовь к Небу, тем ближе она к Небу. И важно отметить то, что любовь не является чем-то извне пришедшим в душу. Любовь всегда есть в душе каждого человека. И, направляемая любовью, душа движется самою собою. Любовь к прекрасному рождается в душе, потому, что в ней уже есть прекрасное. 3.3.

Космическая душа

Всё, что предстаёт перед ней, есть она сама. Нашей душе также доступна и ложь каждой вещи, её небытие, её иное. . Сущность же являет собой душу как истину в себе, субъективную истину (... Сущность – это то, что позволяет душе оставаться собой при соприкоснов...

Доказательства бессмертия души и критические замечания к ним

То, что имеет место при отношениях понятий количества «большее» и «мен... Платон под припоминанием, имеет в виду то, что какие-либо чувства чело... Поставим вопрос: если для познания единичного нужно мыслить какое-нибу... Доказательство выходит из проблемы опыта. Как известно, все составное ... Числа хотя и существуют во времени, но сами по себе не затрагиваются в...

Заключение

Заключение Философская ценность учения Платона о душе велика.

В течение всей истории философии оно было чрезвычайно популярно и часто имело значение не только для одних сторонников учения о бессмертии души. Выводы из учения о душе Платона в соответствии с поставленными целями работы: 1. Платон во многих своих диалогах говорит об обременённости души телом и страстями, идущими от тела. Внешнее мешает душе. Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телом, либо отправиться в идеальный мир. 2. Роль Эрота состоит в том, что он поднимает душу с земли на Небо. Эрот — это любовь к Истине, стремление к Истине.

Любовь – это всегда движение к тому, чем мы не обладаем, желание вечно обладать предметом нашей любви.

Она то, что не дает покоя душе и поглощает ее все сильнее по мере приближения к избранной цели. Она окрыляет и возносит душу к той сфере, где она была до своего нисхождения в тело, когда вместе с богами могла созерцать мир идей. 3. С точки зрения Платона, существование отдельных душ возможно только в том случае, если существует общая душа, или общая жизнь, которая уже не дробится на отдельные чувственные ощущения, но постигается умом и содержится в самом уме как живое в себе. Это и есть душа, душа сама по себе, душа, ставшая истинной душой. 4. Многое из доказательств Платона о бессмертии души основано на мифологических представления.

Таким образом, во всех доказательствах больше благочестия, чем логики, больше веры, чем знания. 5.

Библиография

Библиография 1. Альбин, «Учебник платоновской философии» , Томск, «Водолей», 1995 2. Демидов А.Б «Феномены человеческого бытия», Минск: «Экономпресс», 1999 3. Курашов В.И «Теоретическая и практическая философия в кратчайшем изложении», Казань, 2003 4. Лосев А.Ф «История античной эстетики.

Последние века», том VII М.: "Искусство", 1988 5. Лосев А.Ф «Комментарии к диалогам Платона», М.: «Мысль», 1990 6. Мордовцева Т.В. , «Идея смерти в культурфилософской ретроспективе»,  Таганрог: ТИУиЭ, 2001. 7. Журнал «Новый Акрополь», Антон Мусулин, №5 2002 8. Платон, Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 2. М “Мысль”, 1994 9. Платон, Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3. М “Мысль”, 1994.