Религиозная философия средних веков

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» Кафедра философии.РЕФЕРАТ На тему: «Религиозная философия средних веков» Выполнил: студентка з/о группы МДЗ №22 Григорьева В.С. Проверил: Туман-Никифоров А.А Красноярск2008 План: 1. Введение. 2. Периоды средневековой философии. 1. Патристика. 2. Схоластика. 3. Основные идеи средневековой философии. 4. Основные проблемы средневековой философии 5. Заключение. 6. Список литературы. 1. Введение. В переводе с греческого языка слово "филосо¬фия" означает любовь к мудрости.

Многими людьми понятия любви и мудрости считаются наиболее, зага¬дочными. Однако уже в памятниках древней культуры можно найти не утратившие до сих пор значения пред¬ставления об их смысле. Так, в одном древнеиндий¬ском трактате утверждается что, любовь образуется в резуль¬тате пересечения влечений тела, ума, и души, представляет собой уникальное единство страсти, дружбы и уважения.

Столь же древни взгляды о том, что мудрость сопрягается со знанием и жизнью, что она является, по словам Л. Н. Толстого, "знанием вечных истин, приложимых к жизни". Средневековье занимает длительный отрезок от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, впоследствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы.

Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия.

Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира. Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, школы, университеты и научные дисциплины. Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э.). В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа.

В средневековой философии, напротив, реальностью определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.

Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой философии. Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях.

Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. 2.

Периоды средневековой философии

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором сред... Его ведущим представителем был англичанин Уильям Оккам. Четвертый этап - XIV-XV вв угасание схоластики. Схоластическая ученост... Квадривиум, как бо¬лее высокая ступень, включал арифметику, геометрию,... Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она со...

Основные идеи средневековой философии

Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек. Идея всеобщего равенства. Заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений... Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин...

Основные проблемы средневековой философии

Можно, правда, сказать, что он обособляет теологию от науки в гносеоло... На этом Фома не мог остановиться, ибо не это требовалось теологии. Так... Стремление познать Бога - подлинная мудрость. Они стремились опорочить ее в глазах своих приверженцев как ложные, пр... Негативная позиция антиинтеллектуализма по отношению к античной культу...

Заключение

Заключение. Проанализировав основные положения философии средних веков, можно сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него. По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с нею фило¬софия при¬надлежат к традиционалистскому, догмати¬ческому типу сознания.

Это ни в коей мере не означает, что в русле религиозной мысли не рожда¬ются философские учения, оказываю¬щие большое и длительное влияние на человеческую культуру. Причиной влияния религиозной идеологии всегда было и остается се¬годня существование соответствующих религиозных органи¬за¬ций и объеди¬нений (в христианской религии — церквей) с их широкой и разнообразной идейной деятельностью.

И в наши дни существует достаточно явная связь между соци¬ально-экономиче¬ским, политическим положением, интересами этих организаций и общефилософскими ориентациями, а также переориента¬циями тех, кто представ¬ляет официальную религиозную идеологию.

Список литературы

Список литературы : 1. В.А. Канке. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 4-е издание. М.: «ЛОГОС» 2002г. 2. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «ФЕНИКС», 1999 3. Фролов И. Т.

Введение

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов 3-е изд перераб. и доп М.: Республика, 2003. 4. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изм. и доп. – М.: Дашков и К, 2004. 5. Скирбекк Г Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. 2003. 6. Орлов, Л. И, Философия: Курс лекций.

В 2 ч. Ч. 1 / И.И. Орлов; Минский институт управления Мн.: Изд-вр МИУ, 2004 95 с. (С. 69-78).