философия

      Содержание Бытие природы. Отношение человека к природе… ….…….3 Наука и ее роль в жизни человека и общества. Наука как отрасль духовного производства….8 Проблемное задание… … 13 Список использованных источников… 1 Бытие природы. Отношение человека к природе. В новое время природа впервые стала объектом тщательного научного анализа.Объектом науки считалась природа, а ее целью - превращение природы в царство человека. Природу начали понимать как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца.

Такое мнение высказано в известных словах тургеневского Базарова «Природа-не храм, а мастерская, а человек в ней-работник». Во второй половине ХХ столетия под влиянием научно-технической революции значительно выросли масштабы и изменился сам характер взаимодействия природы и человека. Это нарушило относительное равновесие, сложившееся между ними, и привело к возникновению ситуации, которая таит в себе опасность как для природы, так и для человека.

Вот почему эта проблема стоит в центре внимания не только так называемых природоведческих наук, но и философии. Что же такое природа с точки зрения современной философии? Термин «природа» в научной литературе употребляется в двух значениях-в широком и узком. В широком понимании слова «природа» - это бытие, Вселенная, объективный мир в бесконечном многообразии его форм. В этом значении общество является частью природы.

В более узком понимании «природа» - это часть объективного мира, с которой взаимодействует общество. В философии ее преимущественно называют природной средой. Понятие «природная среда» имеет важный, практический смысл, потому что акцентирует внимание на той части природы, в центре которой находится человек и которая является средой его обитания. Объем природной среды не остается постоянным. Он увеличивается по мере углубления познания и расширения масштабов преобразующей деятельности человека.

Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос. Формирование представлений о природной среде, непосредственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере. Оно было создано трудом многих исследователей природы. Сам термин «биосфера» (от греч. bio – жизнь и sphaira – шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 – 1914), называя им оболочку земли, наполненную жизнью.

Особый вклад в разработку учения о биосфере внес первый президент украинской академии наук Владимир Вернадский (1863 – 1945). В 1926г. он написал книгу под названием «биосфера». В этом труде Вернадский показал, что биосфера – это оболочка земного шара, в которой существует или существовала жизнь. С 70-х годов ХХ в. в философии существует система измерений видения биосферы. Первое измерение – геологическое, второе – геохимическое, третье – экологическое, четвертое – биотехническое.

Геологическое измерение биосферы охватывает три оболочки: литосферу, гидросферу, атмосферу. Геохимическое измерение включает такие компоненты: биокостное вещество (почва, вода); биогенное вещество (уголь, нефть, торф, и др.); живое вещество. Экологическое измерение охватывает экологические системы, или биогеоценозы (болота, водоемы, поля, луга, леса). Биотические измерения структуры биосферы включает такие компоненты: животный мир (1,5 млн. видов), растительный мир (500тыс. видов). Все названные компоненты биосферы существуют не изолированно, а во взаимосвязи, образуя единую систему.

Зная историю формирования биосферы, законы, которые управляют жизнью природных компонентов, а также учитывая взаимное влияние живого вещества и энергии, ученые с полным основанием рассматривают природу как единую систему. Конечно, биосфера никогда не пребывала в статическом состоянии: растения, животные, биогеоценозы постепенно эволюционировали, меняли свою структуру.

Изменения климата и условий жизни приводили к возникновению многих новых видов. С появлением человека в истории биосферы начался новый период. Таким образом, природа – это все досоциальные ступени развития материи, а общество ее наивысшая ступень. Общество – это часть материального мира, отделившаяся от природы и представляющая собой форму исторически развивающейся жизнедеятельности людей. Но, став особой формой движения материи общество не порывает своих отношений с природной средой.

Они пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во – первых, в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной эволюции. Единство природы и общества заключено в самом генезисе общества. Фактически это доказывается принципиальной общностью строения многих органов человека и животного, общностью их биологических и физиологических функций (дыхание, пищеварение, размножений, ассимиляция, диссимиляция и др.); во – вторых, общество не может существовать отдельно и независимо от природы.

Человек живет природой, она – его часть, с ней человек, чтобы не умереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В – третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение в общей связи процессов и предметов; все формы движения материи развиваются в пространстве и времени. Природа и общества существуют объективною вне сознания человека и независимо от него. В – четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития. Таким образом, между природой и обществом существует диалектическое единство.

Но между ними есть и глубокое качественное отличие. Оно проявляется в том, что общество представляет собой качественно более высокую форму организации материи. В силу этого законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга: а) если законы природы действуют как «слепая» необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей; б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существованием человеческого общества, а некоторые – рамками одной или нескольких общественно – экономических формаций; в) если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы – тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей; г) общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно.

Важнейшее различие общества и природы находит свое выражение в принципиальном отличии человеческого труда от деятельности животных.

Первым и главным здесь является то, что человек активно влияет на природу, а не просто приспосабливается к ней, что характерно для животных. Человеческий труд предусматривает системное использование орудий труда, самое главное – производство для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей.

Следующие отличие человеческого труда заключается в его целенаправленности. Животное строит так, как генетически побуждает его природа. Человек же сначала моделирует будущий результат творчества в сознании, а затем благодаря труду переносит его в реальность. Еще одно отличие человеческого труда заключается в том, что он с самого начала имеет общественный характер и немыслим вне общества.

Всю историю взаимодействия общества и природы подразделяют на четыре периода: 1) присвоения; 2) аграрный; 3) индустриальный; 4) ноосферный. Первый период – присвоения – определяется способом добывания средств существования. Второй и третий отвечают доминирующему виду производства – сельскохозяйственному или промышленному. Четвертый связывается с возникновением ноосферы. А что такое ноосфера? Мы выяснили, что биосфера является сферой жизни, т.у частью Земли, заполненной жизнью или продуктами жизнедеятельности.

С появлением человека и общества возникает своеобразное ускорение эволюционных процессов. Разум человека вносит качественные изменения в характер земной эволюции. Человек создает новые технологии, привлекает к жизнедеятельности новые ресурсы планеты и одновременно изымает из круговорота химических элементов в природе все большее количество веществ. Таким образом, человек предстает как геолого-производительная сила, могучий фактор дальнейшего развития планеты.

С появлением человека и его рационально-технологической деятельности биосфера приобретает новое качество – ноосферы, в которой жизненные процессы происходят как рациональные, технологически обоснованные, морально выверенные. Следовательно, ноосфера – это сфера разума (от греч. noos – разум), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность выступает определяющим фактором развития.

Понятие «ноосфера» впервые ввели в науку французские ученые Эдуард Леруа и Пьер Тейяр де Шарден в 20-е годы ХХ века. Важная роль в теоретическом обосновании идеи ноосферы на материалистической основе принадлежит академику Владимиру Вернадскому. Он считал, что к формированию ноосферы приводят два относительно самостоятельных и одновременно взаимосвязанных процесса: эволюция биосферы и эволюция социума. В теоретическом измерении ноосфера предстает как сочетание наук о природе с науками о человеке; в практическом измерении – это сфера бытия природы и человека.

Важнейшими элементами ноосферы являются: а)люди и их деятельность, человеческий разум во всех формах проявления; б) техника, транспортная связь, различные виды электростанций и др.; в) культурно-экономические комплексы; г) часть живой и неживой природы, которая служит объектом вмешательства человека. Например, вмешательство в генофонд растений, животных и самого человека, влияние на изменение климата, изменения течения рек, уровня воды в мировом океане, загрязнение атмосферы, вод и почвы канцерогенными веществами, радиоактивным излучением и т.п. Как видим, структура ноосферы сложная.

Но главный ее элемент – человек, взаимодействующий с многолитной природной средой и изменяющий ее. Несмотря на то что ноосфера получает начальное развитие географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты. Ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь в структурный элемент космоса.

Из вышеизложенного можно сделать такие выводы: 1. Природа – объективная материальная действительность во всем многообразии и единстве ее форм. Она первично дана, не создана человеком, предшествует обществу и человеческой жизнедеятельности, являясь их всеобщей и необходимой предпосылкой. 2. Оболочкой Земли, в которой существует или существовала жизнь, является биосфера. Ноосфера представляет собой высшую стадию биосферы и связана с возникновением м развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, трансформирует природу в соответствии со своими потребностями.

Этот процесс характеризуется возникновением новых форм обмена веществ и энергии между обществом и природой, растущим биогеохимическим и иным влиянием человека на биосферу. 2

Наука и ее роль в жизни человека и общества. Наука как отрасль духовного производства

Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, и п... И это вполне естественно, ибо гипотеза есть форма развития любого знан... Примером выполнения этого условия является отказ рассматривать любой п... Какова логическая структура теории как системы знания, ее основные эле... Это позволяет исследователю освободиться от несущественного, что и соз...

Проблемное задание

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связыва... И решить эту задачу можно было лишь при содействии вторичных средств с... Основные сочинения: «Божественная Среда» (1927), «Феномен человека» (и... В дальнейшем, согласно Т из ноосферы разовьется любовь, высшая, универ... Грандиозная интеллектуально-религиозная модель Т ограничено включающая...

Список использованных источников

– М.: Эксмо, 2005. – 896с. колл. Попов. центр Владос, 1997 – 320с.