"Античная философия: космоцентризм"

Содержание 1. Космологизм ранней греческой философии 2. Онтологизм античной классики 3. Проблема бесконечности и своеобразие античной диалектики. Апории Зенона 4. Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело 5. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея 6. Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивид 7. Понятие сущности (субстанции) у Аристотеля 8. Понятие материи. Учение о космосе 9. Софисты: человек - мера всех вещей 10. Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании 11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели 12. Проблема души и тела у Платона 13. Платонова теория государства 14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом 15. Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум 16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца 17. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм 18. Неоплатонизм: иерархия универсума 1. Космологизм ранней греческой философии Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н. э), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа.

Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов.

А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло.

В "Теогонии" первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок.544 - ок.483 до н. э) - огонь.

Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение. Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин "онтология" в переводе с греческого языка означает "учение о бытии"). Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим.

Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина.

Для первых "физиков" характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса.

Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. 2.

Онтологизм античной классики

Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: "Одно и то же ест... Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее - у Платона и в... В третьей апории - "Стрела" - Зенон доказывает, что летящая стрела на ... Интересно, что понятие актуально бесконечного, введенное Зеноном для т... Понятие единого играло важную роль также у пифагорейцев. Последние объ...

Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело

Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как ... . Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие П... Древнегреческий философ Демокрит (ок.460 - ок.370 до н. Здесь, как и раньше, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "м...

Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея

э). Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону,... Критику платоновской концепции бытия предпринял его ученик Аристотель ... Последний видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоят... Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и док...

Софисты: человек - мера всех вещей

В V веке до н.э. . Отныне право на существование получало только такое содержание сознани... 10. Они видели порок этих оснований - нравов, обычаев, устоев - в их непос...

Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании

Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании. Своей критикой непосредственных данностей сознания, требованием относи... Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о то... Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное с... Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов...

Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели

Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания та... Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а ник... И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источн... В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраже... Характерно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том...

Проблема души и тела у Платона

У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравств... Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие теории позна... Эта работа с понятиями, установление родо-видовых отношений между ними... Здесь телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнени... .

Платонова теория государства

Она имеет не индивидуальную направленность, как, например, у стоиков и... Это качества, необходимые для воинов, или "стражей", которые заботятся... 14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом Ари... Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общ...

Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум

Учение Аристотеля о душе. Пассивный и деятельный разум. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о "... По мере внутреннего разложения греческих полисов постепенно слабеет и ... Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место этике индивидуаль...

Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца

до н. э) и другие. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Бесстрастие - вот их этический идеал. Настроение стоиков - пессимистич... 17.

Этика Эпикура: физический и социальный атомизм

hedone - удовольствие): целью человеческой жизни Эпикур считает счасть... Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Несмотря на известное сходство стоической и эпикурейской этики, различ... Этика Эпикура: физический и социальный атомизм. .

Неоплатонизм: иерархия универсума

Наиболее видным его представителем считается Плотин (204/205-270). Материя не существует; она ни в какой степени не причастна уму, то ест... Ученик Плотина и редактор его сочинений Порфирий после смерти Учителя ... Неоплатонизм оказал большое влияние на западную (Августин) и восточную... Идеи неоплатонизма проникли в философию Возрождения (флорентийские пла...