Проблема "Восток-Запад" в трудах русских философов

РЕФЕРАТ на тему: «Проблема «Восток-Запад» в трудах русских филосо-фов» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Отрицание объективности противопоставления Востока и Запада в историософии Н.Я. Данилевского 6 Точка зрения Данилевского на характер борьбы между Европой и Азией. Роль мусульманства в данном процессе. 12 Особенности взаимодействия культур Востока и Запада в философии Н. Бердяева. 18 Россия и проблема «Восток-Запад» в трудах Н. Бердяева и Н.Я. Данилевского. 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ВВЕДЕНИЕ Вопрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрож-дения ранее «забытой и проклятой» отечественной религиозно-идеалистической мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии.

Острота их не случайна: проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечествен-ной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаи-модействия философствования в России с философскими идеями, концеп-циями Запада и Востока.

Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии — сквозная для русской мысли серебряного века. Лишь немногие ее представители ис-ключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил толь-ко по западной культуре, а Россию, как говорится, "бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей придерживались того мнения, что кри-зис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской (или евроазиатской) культуры.

Признавая существование данного кризиса, русские философы рубежа XIX-XX вв. в своих сочинениях огромное место уделяли поискам новых путей развития как вообще мировой цивилизации, так и русской культуры в частности. Про-блема «Восток-Запад» в этом контексте стала во главу угла. Русская философия всегда отличалась полярностью. Два ее важнейших направления – западничество и славянофильство – основным вопросом спо-ров которых было формулирование законов исторического пути России, стремились осознать не только место России на мировой политической и ду-ховной арене, но и определить каким образом культура Востока и Запада по-влияла и продолжает влиять на русскую культуру и как это влияние может отразиться на ее будущем.

Таким образом, выбрав в качестве объекта своих историософских построений судьбу России, русские философы обоих на-правлений неминуемо приходили к проблеме «Восток-Запад». В начале XX в. представители русской философской мысли подвергают резкой критики однобокость и замкнутость позиций славянофилов и запад-ников.

Пытаясь найти компромисс между восхвалением «европеизации» рус-ской культуры и обожествлением русской самобытности, они стараются, опираясь на анализ катастрофических по своей сути политических событий мирового масштаба – русской революции и первой мировой войны – осоз-нать тот путь, которым пойдет человечество в изменившимся мире. Импе-риализм, колониальная политика, поиск новой духовности для находящейся в кризисе культуре Запада – основные темы этих размышлений.

Восток вос-принимается в них как источник новых духовных сил, Россия – как провод-ник этих сил в Европу. Сегодня, в современном мире, проблема «Восток-Запад», столь волно-вавшая русских ученых конца XIX-начала XX столетий, не менее, если не более актуальна. Понятия «межнациональный конфликт», «исламский терро-ризм», увы, прочно входят в нашу жизнь.

И это касается не только России, для которой, как для многонационального государства, расположенного как в Европе, так и в Азии, их активизация крайне опасна. Конфликт Востока и За-пада сегодня для многих очевиден и, что самое важное, крайне опасен для всего мирового сообщества. Именно поэтому оценки русских ученых, ка-сающиеся проблемы «Восток-Запад», создание которых относится к периоду «золотого века» русской философии, их анализ сегодня актуален как никогда. История есть опыт, накопленный человечеством.

История философии содер-жит в себе варианты ответов на многие из стоящих перед нами и сегодня острых вопросов. Целью данной работы является рассмотрение и анализ взглядов двух русских философов на проблему «Восток-Запад» - славянофила Н.Я. Дани-левского и Н. Бердяева. Авторская оценка приводимых учеными доказа-тельств своих теорий необходима. Выбор именно этих мыслителей для нас не случаен. Данилевский не просто поздний славянофил, в сочинениях которого содержатся новаторские для этого направления в русской философии мысли о понимании роли России в мировой истории.

Он создатель теории культур-но-исторических типов, вызвавшей в конце XIX в. бурю споров в кругах рус-ской интеллигенции. Его теория, универсальная для понимания диалектики исторических судеб как восточных, так и западных культур, крайне интерес-на для нас по той причине, что в ней содержится отрицание противоречий между Востоком и Западом. Данилевский отвергает мысль о возможности борьбы между ними. Он так же неминуемо касается роли России в проблеме «Восток-Запад». Н. Бердяев во многом может выступить оппонентом Данилевского, хо-тя их разделяют десятилетия.

Этот философ - мыслитель иного типа, рож-денного самой мировой и русской историей. Бердяев смотрит на проблему «Восток-запад» сквозь призму современных ему политических событий на-чала XX в изменивших мир и сделавших его во многом таким, каким он яв-ляется сегодня. Он выводит свою формулу дальнейшего пути Востока и За-пада навстречу друг другу.

Цель работы определяет решаемые в ней задачи: показать особенности взглядов Бердяева и Данилевского на проблему «Восток-Запад», провести краткий сравнительный их анализ, в особенности той части их взглядов, ко-торые раскрывают место России в дилемме «Восток-Запад», попытаться вы-членить общие и противоположные положения философов по этому вопросу.

Отрицание объективности противопоставления Востока и Запада в историософии Н.Я. Данилевского

Уважая мнение выдающегося мыслителя, стоит признать, что книга «Россия... Из данного утверждения мыслитель делает вывод: выражения «евро-пейский... Данилевский спрашивает у тех, кто считает Восток – полюсом застоя исто... Как мы видим, культурно-исторические типы, выявленные Данилев-ским, де... Аравийский же тип, связанный с культурой мусульманства, он считает дря...

Точка зрения Данилевского на характер борьбы между Европой и Азией. Роль мусульманства в данном процессе

Мировую войну в этом контексте он понимал как один из актов всемирно-и... Государст-венную и культурную жизнь Европы всегда «беспокоили» мировые... Бердяев считает, что народы Запада всегда боялись этого движения, чувс... Этот новый тип придет на смену западноевропей-ской цивилизации, вражде... Более того, возвращаясь к теме западничества и славянофильства, ко-тор...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема «Восток-Запад», столь актуальная для современного мира, волновала русскую философскую мысль как во второй половине XIX столе-тия, так и в начале XX века. Для России такой интерес к данному вопросу не случаен.

Являясь многонациональным, многоконфессиональным государст-вом, наша страна занимает территорию, являющуюся как частью Европы, так и частью Азии. В этом кроется сложность, многогранность российской куль-туры и особенность ее места в мировом историческом процессе. Может быть, именно поэтому теория культурно-исторических типов Данилевского, первая из теорий такого плана, была рождена именно в России, для которой Восток понятие не столь загадочное и далекое, как для Западной Европы и Америки.

Колониальная политика России по отношению к восточным государствам резко отличалась от аналогичной политики Запада – восточные колонии Рос-сии были ее внутренними колониями, соприкосновение русской культуры и культур Востока шло непосредственно, сопровождаясь проникновением и слиянием с европейскими корнями российской ментальности. В теории куль-турно-исторических типов Данилевского эти особенности взаимоотношений Востока и России отразились напрямую.

Он отверг существование борьбы между Востоком и Западом, сделав каждую рожденную в их лоне цивилиза-цию равнозначной для мирового исторического процесса. России же он отвел в этом процессе роль центра формирующейся на месте западной, германо-романской цивилизации, которая стала «дряхлой», цивилизации новой, сла-вянской. Философия Бердяева, рожденная иной эпохой, но уходящая своими корнями в споры славянофилов и западников, дает иное понимание пробле-мы «Восток-Запад». Руководствуясь положениями русского комизма, Бердя-ев предрекает миру новую эпоху, в которой произойдет соединение западной и восточной культур и родится новое мироустройство, гармоничное, духов-ное, свободное от провинциализма, замкнутости и однобокости, которыми страдает западная цивилизация.

Роль России в этом процессе – роль провод-ника духовных высот древнего востока в мир Запада, обогащение его рели-гиозностью и привнесение в мировосприятие европейца новых для него ос-нов понимания мира, свободных от излишнего прагматизма и материализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ : 1. Бердяев Н.А. Гибель русских иллюзий// Н.А. Бердяев. Собр.соч т.4. Париж, 1990. 2. Бердяев Н. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы Берлин, Обелиск, 1924. 3. Бердяев Н. Судьба России. (Опыты по психологии войны и на-циональности). М 1990. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб 1995. 5. Ерыгин А. Н. Восток. Запад. Россия. Ростов-на-Дону, 1993. 6. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии.

СПб 1995.