Развитие проблематики человека в философской культуре

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ….… ……3-1. Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век… …….…5-1. Человек в древнегреческой мифологии ….……….…5-2. Человек в философии христианского Средневековья…6-3. Человек в философии Возрождения и Нового времени ……… 9-4. Человек в философии ХIX века….… 11-2. Человек в философской культуре ХХ века……… ….16-1. Человек в экзистенциализме… … ………16-2. Фрейдизм, неофрейдизм и проблема человека ….… ……17-3. Конституирование философской антропологии в философской культуре…19-22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……23 ЛИТЕРАТУРА… ……24 ВВЕДЕНИЕ Социально – философская антропология занимается изучением человека в его взаимосвязи с обществом и является составной частью философской культуры. Поэтому, чтобы выяснить ее истоки, понять, почему и на каком этапе оказалось возможным и необходимым ее возникновение в качестве отдельной ветви, необходимо рассмотреть, какое место занимает проблема человека в философии.

Большинство современных философов полагают, что лишь философия, а не какие – либо другие науки в отдельности или совокупности, может осветить проблему человека в целом, т.е стать подлинной теорией целостного человека.

В сфере человекознания, как показал опыт последних десятилетий, все больше открывается глубина непознанного, недостаточность нашего знания исторической природы человека и ее гигантского потенциала.

Поэтому создание новых дисциплин и междисциплинарных связей между науками о человеке следует расценивать как новый подступ к фронтальному наступлению науки на еще непознанные явления и законы человеческого развития, как важнейший момент, предшествующий великим открытиям в этой области. Как писал Константинов: «Антропология и психология, политическая экономия и этика, юриспруденция и история, каждая отрасль социальной науки ставит или освещает ту или иную сторону проблемы человека…» [4], имеются в виду, конечно, не извлечения из этих наук в качестве иллюстрации того или иного философского положения, а теоретическое исследование и обобщение разнородных научных данных в целях открытия общих свойств и закономерностей человеческого развития, которые еще далеко не полностью изучены.

Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и об обществе, так как именно в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Взаимные переходы между разными науками, которые отнюдь не всегда были смежными, означают глубокие изменения в общей структуре науки. Чем больше научное познание проникает в общие законы бытия, тем явственнее вырисовывается картина единства мира и умножается число смежных наук и общим элементом, краеугольным камнем преткновения выступает человек. Так же и в философии, какими бы конкретными вопросами она бы ни занималась, живое биение реальной человеческой жизни, устремленность к решению человеческих проблем всегда пронизывает любую человеческую концепцию.

Рассмотрим, как в истории европейской философии развивалась проблематика человека. 1.

Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век

Одним из ро¬доначальников философии человека можно считать Сократа (47... Признавая эту интерпретацию, мы хотим подчеркнуть и более общее значен... до н. Сам человек рассматривался как своеобразный микрокосм, отображение и с... 1.2 .

Человек в философии христианского Средневековья

Человек в философии христианского Средневековья. Бердяев справедливо отметил, что христианство освободило человека от в... Решающее значение он придавал не интел¬лекту, а воле, не теории, а люб... Фома Аквинский рассматривал человека как частицу установленного Бо¬гом... Ценность человека измеряется его соответствием этому миропорядку.

Человек в философии Возрождения и Нового времени

Он стоял на по¬зициях антропоцентризма. Важным этапом на пути философского понимания человека, его свободы, вз... е. Датский философ Къеркегор (1813-1855) разраба¬тывал субъективную диале... Философская эволюция XIX в.

Человек в экзистенциализме

В этом отношении экзистенциализм принадлежит к ряду философско-антропо... Не без оснований одну из своих лекций Ж П. Бунт в концепции Камю играет ту же роль в характеристике человеческого... Фрейд, большую роль в развитии направления сыграли К. Юнг, В.

Конституирование философской антропологии в философской культуре

нарастание значимости человеческой проблема¬тики в философской культур... Геленом и другими исследователями. Шелер (1874-1928) определял философскую антропологию как “науку о сущн... Предметная область философской антропологии, заявленная Шелером, преде... Этот акт инстинктивен и духовен, он может быть направлен на " жизненно...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершая рассмотрение развития проблем человека в истории европейской философии, следует подчеркнуть сложность, неорди¬нарность данного развития.

Как мы полагаем, в этом процессе нель¬зя вычленить какую-то одну доминирующую тенденцию, его нельзя представить как линейное движение от "низшего" к "высшему", как чисто экстенсивное наращивание элементов нового знания. В эволюции философского постижения человека налицо прорыв и отступления, закономерные подвижки и случайные ответвления.

Тем не менее, общее развитие в философском постижении человека налицо. Оно проявляется не только в наращивание философско-конкретного знания о человеке, в торжестве гуманистических ценнос¬тей, но и в переплетении человеческой проблематики с развива¬ющимся богатством духовной культуры, в возрастающей плотности методологической базы человеческой проблематики. Одним из направлений развития постижения человека является обогащение ракурсов, подходов изучения человека, его сущности.

Оформление в XX в в качестве специальной ветви философско-гуманистического познания философской антропологии, и ее моди¬фикаций типа антропологии культуры, педагогической, социальной антропологии и тому подобное наглядно подтверждает этот процесс. Учитывая тенденцию расширения фронта философских и иных ис¬следований проблем человека, опираясь на достигнутый уровень ра¬звития философии, социальной философии, философской антропо¬логии, социальной антропологии, В.С. Барулин представляет своевремен¬ным поставить вопрос о конституировании особого направления изучения человека - социально-философской антропологии.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М Наука, 1977. 2. Барулин В.С. Социально – философская антропология. М ОНЕГА, 1994 3. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М 1982. 4. Константинов Ф.В Человек и эпоха. М Наука. 1964. 5. Философская энциклопедия. Т 3. М «Советская энциклопедия», 1962.