Свобода и ее бытийные измерения

Свобода и ее бытийные измерения ПЛАН 1. Сущность и грани свободы. 2. Опыт диалектического определения свободы. 3. Этическое измерение свободы. 4. Познавательный аспект свободы. 5. Экзистенциальное измерение свободы. 6. Политические и экономические аспекты свободы. 7. Литература. 1. Сущность и грани свободы Безусловная ценность свободы признается всеми людьми. Гораздо сложнее определить, чем она является по самому своему существу: спектр мнений здесь колеблется в диапазоне от наивного «что хочу, то и делаю» до знаменитой «познанной необходимости». Ситуация осложняется еще и тем, что о свободе публично высказываются в основном политики и журналисты — люди, зачастую не только слабо знающие вопрос, но и лично далеко не свободные.

Не случайно поэтому разговоры о свободе в лучшем случае сводятся к ее политическим аспектам; те, в свою очередь, к свободе устного и печатного слова, а последняя нередко отождествля¬ется со свободой журналиста писать все, что ему заблагорассудится.

Лю¬бые же покушения на абсолютную свободу прессы расцениваются не иначе как тоталитарные покушения на свободу как таковую. Поэтому так важно вновь и вновь возвращаться к философско-метафизическому осмыслению сущности свободы и природе ее так называемых превращенных (или иллюзорных) форм, иначе этим вели¬ким словом и впредь будут прикрываться ситуации, со свободой никак не совместимые.

Еще Э. Кассирер, анализируя фашистскую мифологию, проницательно заметил: «Свобода представляет собой один из самых неясных и противоречивых терминов не только в фи¬лософии, но и в политике. Как только мы начинаем размышлять о свободе то тут же оказываемся в запутанном лабиринте метафизиче¬ских проблем и антиномий. Что же касается политической свободы, то все знают, что это один из самых общеупотребительных и вводящих в заблуждение лозунгов. Все политические партии стремятся убедить нас, что именно они являются подлинными представителями и «руле¬выми» свободы.

При этом они всегда определяют этот термин специ¬фически и используют его в своекорыстных интересах». Учитывая обширную литературу по проблеме свободы, мы, конеч¬но, можем не освещать все ее нюансы и аспекты, равно как и не претен¬довать на скодь-нибудь полное теоретическое решение вопроса о при¬роде свободы. Поэтому мы ставим здесь перед собой двоякую цель. Во-первых, дать синтетическое определение категории свободы, на¬глядно продемонстрировав эвристические и методологические воз¬можности диалектического метода, о чем много писали на предыдущих страницах.

Здесь диалектическое движение мысли должно вскрыть су¬щественные стороны исследуемого объекта, двигаясь от его наиболее абстрактных к конкретным свойствам, от периферии к центру, ничего при этом не теряя из предыдущего содержания, но каждый раз обога¬щая наше понимание каким-нибудь новым аспектом понятия свободы. Во-вторых, учитывая неразрывную связь проблемы свободы и с экзистенциальным, и с социальным, и с политическим измерением человеческого бытия, мы постараемся быть предельно актуальными и даже политизированными.

Есть философские проблемы, даже в мета¬физике и в онтологии, где невозможно рассуждать отвлеченно. Здесь с необходимостью рождается тот тип знания, которое выдающийся русский мыслитель С.Л. Франк назвал «живым знанием»: «Своеобра¬зие такого живого знания в том и состоит, что в нем уничтожается противоположность между предметом и знанием о нем: знать что-ли¬бо в этом смысле и значит не что иное, как быть тем, что знаешь, или жить его собственной жизнью»2. Представления человека о свободе (точно так же как его представления о творчестве, любви, истине и благе) относятся именно к такому типу знания.

В силу этого онтоло¬гический ракурс анализа свободы будет соседствовать у нас и с позна¬вательными, и с аксиологическими аспектами свободы. Сразу отметим, что нами принимается тезис об объективных онто¬логических основаниях свободы в виде случайных и хаотичных явле¬ний в мире. Их наличие и значимость в процессах развития детально обосновывает современная синергетика.

Никакой фатализм и предо¬пределенность невозможны даже на уровне микромира, не говоря уж о социальном и творческом бытии человека. Всегда и везде есть выбор и разные пути, которые может избрать свободная воля человека. Понятию свободы мы и постараемся дать здесь систематическое теоретическое определение, синтезировав различные грани (аспекты) свободы, которые обыкновенно слабо разделяют при ее анализе.

Между тем это служит источником многочисленных путаниц. 2.

Опыт диалектического определения свободы

Чем выше уровень нравственного сознания и ответственности личности, че... Логично в этой связи предпо¬ложить, что его существование должно бьпь ... Он должен-де научиться быстро менять социальные роли. Но процесс социализации и социальной адаптации — разные вещи. Один — по причине иррационального бездействия, а второй — по причине и...

Этическое измерение свободы

О свободе легко говорить, но быть по-настоящему свободным человеком оч... Подлинная свобода всегда имеет этическое измерение и подразумевает цел... . Отсюда вытекает еще одна — познавательная — грань свободы. Победа над собой, Отрицание своих слабостей, эгоизма, неве¬жества есть...

Познавательный аспект свободы

Познавательный аспект свободы. В таком ее истолковании есть глубочайший смысл и правда. В самом деле, разве может считаться невежда свободным человеком? Ясное... От¬рицание прошлой целесообразности, осуществляемое вроде бы даже во и... Рабство иллюзорных целей возможно и в индивидуальном бытии, когда чело...

Экзистенциальное измерение свободы

Они, кстати, все¬гда громче всех кричат о необходимости свободы и о св... При этом такие люди всегда ухитря¬ются держаться близ сытных кормушек. Вся его жизнь — сплошное разыгрывание театральной роли. Лица у предателя нет — одна личина. И не просто о чести, но и о совести как высшей форме моральной регуляц...

Политические и экономические аспекты свободы

В обществе должны быть и свобода политического волеизлияния, и свобода... Во-первых, вопреки обывательской точке зрения демократические свободы ... С учетом всех сделанных выше оговорок о политических аспектах свободы ... Здесь мы вынуждены перейти к анализу экономических аспектов свободы, в... Подобные рассуждения — типичный образец современной мифологии.

литература как-то удивительно бедна на образы свободных и гуманных собственников.

Это, естественно, не исключает того, что по-настоящему свободным и ответственным человеком может быть богач, коль скоро он исповедует духовные ценности и вкладывает деньги в социально полезные дела; а бедняк, напротив, может обладать самым рабским сознанием, если мучительно завидует богачу и мечтает занять его место под солнцем.

Все это заставляет признать, что с экономической точки зре¬ния свободен только такой человек, который не привязан (ни в мысли, ни в жизни) к собственности и к материальным богатствам, а рассматри¬вает их всего лишь как средства достижения каких-то общественно значимых и исторически оправданных целей во всех тех смыслах, кото¬рые рассматривались выше. Подытоживая наш краткий анализ свободы, необходимо отметить, быть может, самую важную и сложную ее характеристику: любая по¬пытка теоретического определения свободы будет принципиально неполна и ущербна, ибо несоизмерима с бесконечной сложностью ре¬альной жизни и веером возможностей, которые она открывает перед человеком.

Прошлая целесообразность (если только это не целесооб¬разность вечных ценностей человеческого бытия), безусловно, долж¬на быть подвергнута рациональному отрицанию, но когда, во имя че¬го и в каких формах — на эти вопросы будет каждый раз заново отвечать каждый конкретный человек в конкретных личностных и со¬циально-политических ситуациях, не имеющих идентичных истори¬ческих прецедентов, где будет действовать индивидуальная свободная человеческая воля. А это значит, что мы обречены на вечный спор о природе и границах подлинной свободы, втайне не желая, да и не бу¬дучи в силах поставить в нем успокоительную точку.

Литература 1. Дробницкий О.Г. Понятие морали.

М 1974. 2. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1990. № 2. 3. Лосский Н.О. Свобода воли//Лосский Н.О. Избранное. М 1991. Макрс К Энгельс Ф. Соч. Т. 20. Фромм Э. Иметь или быть? М.