Сократический (воспитательный) диалог как психолого-педагогическое условие развития спонтанных мировоззренческих понятий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

РЕФЕРАТ Тема: Сократический (воспитательный) диалог как психолого-педагогическое условие развития спонтанных мировоззренческих понятий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Содержание Введение 3 Глава 1. Сократический диалог как средство изучения мировоззренческих представлений 1.1 Суть сократического (воспитательного) диалога 7 Глава 2. Психологическая модель полноценного сократического диалога 14 Заключение 22 Список литературы 24 Введение С первого взгляда простой вопрос — как воспитывать ребенка, по праву принадлежит к числу «вечных», является ключевым, системообразующим для любой культуры на все времена.

Особую остроту, актуальность проблема содержания, методов и форм воспитания приобретает в драматические, переломные моменты развития общества, в «эпоху перемен». Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. Напомню, что сам термин «социализация» ввел в широкое употребление известный швейцарский психолог Ж.Пиаже. Социализация, по Ж.Пиаже, есть процесс, позволяющий ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возраста преодолеть собственный эгоцентризм (от «эго»-я, «центрум» — в центре). Ж.Пиаже выделяет два вида эгоцентризма — познавательный и личностный.

Ребенок считает свою точку зрения, свои представления относительно способов решения той или иной задачи не только верными, но и единственно возможными.

Свою собственную душевную, духовную организацию ребенок принимает за тождественную ценностям других людей. Под воспитательным, мировоззренческим диалогом понимают совместную деятельность, субъект-субъектное взаимодействие взрослых и детей, самих детей, по поводу постановки и создания вариантов преодоления важных для всех участников диалога мировоззренческих (моральных, нравственных, эстетических, этических, аксиологических, гносеологических, онтологических) проблем. В рамках, прежде всего, отечественной педагогики была разработана, выражаясь современным языком, учебная технология организации воспитательных диалогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Классический сократический диалог состоял из нескольких диалектически взаимосвязанных этапов. Он начинался с постановки философско-мировоззренческой проблемы. Такая проблема чаще всего фиксировалась в виде вопроса, направляющего участников диалога на установление сферы смыслов, значений по отношению к тому или иному термину философии, одновременно являющемуся «абстрактным» словом обыденного языка («добро», «счастье», «время», «красота», «любовь», «совесть» и т.д.). Второй этап заключается в разрешении, снятии проблемы на актуальном уровне развития участников беседы.

В сознании собеседников актуализировался опыт, связанный с изучаемой проблемой, актуализировались представления, относящиеся к обсуждаемому «абстрактному» слову обыденного языка. На третьем, кульминационном этапе сократического диалога, проблемная ситуация воссоздавалась на новом, более сложном диалектическом витке.

Выражаясь современным психологическим языком, Сократ проектировал зону ближайшего развития для своих учеников, используя с этой целью два основных метода — майевтику и агон. Майевтика — приведение собеседников в замешательство. При помощи примеров, вопросов, доводов, неожиданных ракурсов рассмотрения проблемы Сократ создавал такой контекст, в котором его ученикам становилась очевидной неполнота, ограниченность имеющихся у них представлений.

Лишая собеседников «покоя», «чванливой уверенности в собственной непогрешимости», Сократ возрождал стимул для дальнейших размышлений, раздумий. Глава 1.

Сократический диалог как средство изучения мировоззренческих представлений

Мышление детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов хар... Данный факт подтвержден нами экспериментально, в рамках совместного пр... Выражаясь современным психологическим языком, Сократ «проектировал зон... Перре-Клермон. Социо-когнитивный конфликт не случайно психологический ... Участники такого диалога знакомятся с содержанием конкурирующих познав...

Психологическая модель полноценного сократического диалога

Психологическая модель полноценного сократического диалога. Пиаже – А Н. Перре-Клермон. Вот почему спор в интересующей нас области – почти неизбежно борьба це... Главное, что собеседник приобретает качественно своеобразную, новую во...

Заключение

Заключение Важнейшая психическая функция человека — мышление, есть «обобщение», «упорядочивание», «систематизация» материала мышления (Л.С. Выготский). Основным материалом наглядно-образного мышления, специфичного для старших дошкольников и младших школьников, служат спонтанные понятия или понятия, базирующиеся на «формально-эмпирическом типе обобщений». Особым видом спонтанных понятий, своеобразной «единицей» становящегося морального сознания ребенка являются спонтанные мировоззренческие понятия.

Спонтанные мировоззренческие понятия — это форма субъективной, психологической связи между «абстрактным» словом обыденного языка, находящимся в языковой компетенции ребенка, и представлениями, образами разной степени сложности.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста широко используют так называемые «абстрактные» слова обыденного языка («добро», «красота», «счастье», «время» и т.д.) в их коммуникативной и сигнификативной функциях, следовательно, связывают с подобными словами некое содержание, наполняют «абстрактные» слова уникальными смыслами.

Многие «абстрактные» слова обыденного языка, одновременно выступают в качестве терминов, обозначающих понятия, в целом ряде культурных философско-мировоззренческих систем. Наличие у детей спонтанных мировоззренческих понятий открывает возможность детского философствования, организации взаимодействия детей по типу знаменитых сократических диалогов. Целевая установка собственно воспитательной деятельности заключается в создании условий для активной социализации ребенка, освоения им мира предметов и отношений окружающего мира, исторически выработанных (культурных) способов обращения с природой и норм человеческих отношений, в конечном счете в «присвоении ребенком человеческой сущности». Однако цели воспитательной деятельности, по-нашему мнению далеко не исчерпываются «приспособлением ребенка к наличным формам социального бытия», «подгонкой» личности под социально заданный образец, стандарт.

На основе теории диалогического воспитания уже созданы образовательные программы «Воспитательный диалог» и «Философия для детей», способные послужить одним из вариантов ответа на ключевой вопрос — как нам, в реалиях России начала XXI века, воспитать Человека? Историческим, культурным прототипом полноценных мировоззренческих диалогов, согласно теории диалогического воспитания, являются сократические диалоги («Диалоги» Платона). В настоящее время программа «Философия для детей» распространена во многих регионах РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан, Красноярский край, Якутия, Бурятия и т.д.). Всего в активной работе по программе «Философия для детей» участвуют более 300 школ и 100 дошкольных учреждений.

Список литературы

Список литературы 1. Марголис А.А Ковалев С.Д Телегин М.В Кондратьев Е.А. «Философия для детей — диалогический учебный предмет Сообщение № 1 /Психологическая наука и образование/ М.: 1997 г. № 4. 2. Марголис А.А Ковалев С.Д Телегин М.В Кондратьев Е.А. «Ромашка — почемучка» Книга 1: Учебник для 1-ого класса по программе «Философия для детей» М.: ИТАР-ТАСС,1998 г. 3. Телегин М.В. Программа воспитательный диалог.

Для старших школьников.

М.: МГППУ, 2004. – 288 с.