рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История появления и развития иудаизма

История появления и развития иудаизма - Курсовая Работа, раздел Философия, Споры философов. Иудеи и христиане История Появления И Развития Иудаизма. Будучи Продуктом Религиозных Традиций ...

История появления и развития иудаизма. Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока - Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний.

Постоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития, сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые толкования при оценке основных его принципов.

Так, теософская школа рабби Симлая III в. н.э. полагала, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В Средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Маймонида 1135 или 1138-1204 , разработавшего тринадцать принципов еврейской религии.

Наряду с этим существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики, кроме положения о существовании единого Бога. Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Уже тогда его структура приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов 1 учение о Боге, сущности вселенной и человека 2 Священное Писание 3 свод религиозных законов, охватывающих также область светского права 4 порядок отправления религиозного ритуала 5 систему религиозных институтов 6 кодекс морально-нравственных отношений 7 концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения. Явление Мессии посланника или помазанника Бога ассоциируется в иудаизме с наступлением Царства Божьего и восприятием всеми народами истинности единого Бога и Его универсальных законов, зафиксированных в Торе. Священное Писание Сфарим известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах в него входят Тора Учение, или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею Нэвиим Пророки - 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера Кэтувим Писания - 13 книг разнообразных религиозных жанров.

Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания была завершена в III-II в. до н.э. Центральная доктрина иудаизма -вера в единого Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен.

Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору. Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля.

Еще в 444 г. до н.э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов.

Уже тогда этот закон привел к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения 586-538 гг. до н.э Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законности брака евреев с неевреями.

С одной стороны, очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание.

За длительную историю существования еврейской религии лишь царство Адиабена в Месопотамии ок. I в. до н.э. -1в. н.э Химьяритское царство в Южной Аравии в 517-525 гг. н.э. и Хазарский каганат в VIII в. н.э население которого было еврейским, провозгласили иудаизм своей государственной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как народ-Мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления в мироздании Царства мира и справедливости.

Иудаизм тесно связан с древней историей семитских народов и, прежде всего, еврейского народа. Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. наряду с процессом разложения родового строя у части западно-семитских племен аморрейской группы на смену широко распространенной среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом.

Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские патриархи родоначальники еврейского народа Авраам, Исаак и Иаков начали вести борьбу с политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и появления у них первых государственных институтов XII в. до н.э. соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой явно склоняется в пользу последней.

В соответствии с библейским преданием, родоначальником еврейского народа, а также ряда других семитских народов например, арабов был Авраам - потомок Эвера, внук Шема Сима, первого сына Ноя. Семья последнего, как повествует библейская традиция, была единственной человеческой общиной, уцелевшей после Всемирного Потопа. Авраам из Ура Халдейского вместе со своей семьей совершает необычный и длительный переход из Южного Междуречья в Ханаан мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны. По пути в Ханаан в Харане Северная Месопотамия Авраам заключает Завет с Богом в обмен на обещание Всевышнего отдать ему Ханаан и обеспечить многочисленное потомство возможно, XX в. до н.э Тогда же Бог известил Авраама о том, что его потомки будут рабами в земле не своей на протяжении 400 лет. Это предсказание исполнилось во время пребывания колен израилевых в Египте возможно, XIII в. до н.э после чего избранник Бога Моисей выводит Бней Исраэль Сыновей Израиля из египетского рабства и после сорокалетнего скитания по Синайской пустыне снова приводит их в Ханаан.

Как и патриарх Авраам, Моисей подтверждает Завет с Богом, что находит свое выражение в Десяти Заветных Заповедях и законодательных положениях Торы, дарованных, согласно Танаху, Моисею на Синайской горе. Десять Заповедей обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы да не будет у тебя других богов перед лицом Моим, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, почитай отца своего и мать свою и т.п Скорее всего, Завет Моисея и понимание им Бога существенно отличались от религиозных представлений времен патриархов.

Это объективно доказывают таблички царства Мари и археологические находки в Угарите, демонстрирующие сходство амфиктационных Заветов, заключаемых с Богом другими племенами семитского происхождения.

Кроме того, Бог открывает себя патриархам через имя Эль-Шаддай точное значение этого термина не определено, в то время как с момента синайского откровения имя Бога, как единого покровителя всех сыновей Израиля, передается ранее не употреблявшимся термином Яхве. В годы завоеваний еврейскими племенами Ханаана XIII-XII вв. до н.э. и в последующий период межплеменной раздробленности, известный как эпоха Судей Шофтим - 1200-1025 гг. до н.э Бог иудеев не имел постоянного культового центра. Главная святыня иудеев - Ковчег Завета, в котором находились скрижали с Десятисловием -постоянно находилась в переносном храме-скинии.

Преданность Всевышнему находила свое выражение в жертвоприношениях, соблюдении заповедных обетов, молитве и обязательном обряде обрезания младенцев мужского пола. С образованием объединенного Израильско-Иудейского царства при Давиде в 1004 г. до н.э. Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н.э. сыном Давида царем Соломоном царствовал с 965 по 928 гг. до н.э. в Святом Городе были возведены царский дворец и Храм в честь Бога. Храм обслуживался сословием священников коханим и их помощников левитов, которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Израильско-Иудейском царстве рабовладельческого строя.

Тогда же зарождается идея вечной и нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбранничества священного Иерусалима.

Однако после отделения в конце X в. до н.э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме Израильского северного царства появляются новые места отправления культа большей части израильских племен - в Бейт-Эле и в Дане. Многобожие у евреев просуществовало еще несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии 639-608 гг. до н.э. от 622 г. до н.э. об отмене культов всех других богов, кроме культа единого Бога. После падения Израиля под ударами Ассирии в 722 г. до н.э. и захвата в 586 г. до н.э. Иудеи войсками Навуходоносора царь Вавилонии в 605-562 гг. до н.э. начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии диаспора. Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии, где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены мифы об ангелах и сатане и вера в загробное царство и бессмертие души. Отсутствие религиозного культового центра стимулировало развитие новых форм религиозной жизни.

Эти новшества включали строгое соблюдение ветхозаветного закона, регулярные упорядоченные совместные молитвы, покаяния и посты.

В то же время в годы вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идейным знаменем движения за восстановление государственной самостоятельности и за возврат на земли библейских предков с целью воссоздания Иерусалимского Храма. Во главе собирания евреев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие.

В восстановленном благодаря указу персидского царя Кира в V в. до н.э. иудейском теократическом государстве с отстроенным заново Вторым Храмом в Иерусалиме, Тора была обязательным законом.

Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата Иудеи с этого времени эту территорию часто называют Палестиной в 322 г. до н.э. Александром Македонским 356 326 до н.э привело к тому, что большая часть евреев, расселившаяся в странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита - языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта.

Эллинизация особенно глубоко проникла в среду элитарных слоев иудейского общества, включая храмовых священников Бейт- Аарон, стоявших во главе еврейского самоуправления сначала в составе Иудеи в рамках Птоломеевского Египта 301-200 гг. до н.э а затем - Селевкидского царства 200-142 гг. до н.э Этим сословиям противостояла группировка Софрим Писцы, которые, признавая важность Письменного Закона, стали разрабатывать Устный Закон, представлявший собой разветвленную систему толкований и пояснений к положениям Торы. В годы правления Селевкидского царя Антиоха IV Эпифана 175-164 гг. до н.э. усиливаются гонения на иудейскую религию иудеям возбранялось читать Тору на иврите, соблюдать субботу и обряд обрезания, в Иерусалимский Храм были внесены статуи греческих богов.

Ответной реакцией на религиозные гонения стало восстание иудеев, верных Закону Торы, во главе которых находились представители рода Хасмонеев, известные также в исторических анналах как Маккавеи.

В освободительной войне иудеев против Селевкидского царства сталкивались также интересы хасидеев правоверные иудеи и эллинизированных жителей Иудеи митявним. Восстание Маккавеев закончилось полным освобождением Иудеи от греческих влияний Второй Храм был очищен от греческих богов 165 г. до н.э Однако короткий период политической независимости 142 г. до н.э 6 г. н.э. сменяется подчинением Иудеи власти римских прокураторов. Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинских городов, в том числе и Второго Храма в Иерусалиме 70 г. н.э массовыми гонениями на евреев. В этих условиях борьба против римского государства, как и прежде, принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических течений.

Как и во время освободительного движения Маккавеев, снова периферии суждено было стать средоточием борьбы против внешних завоевателей. В горных районах Галилеи зарождается движение зелотов, объявивших Риму непримиримую войну. Наряду с зелотами возникло движение сикариев, которые вместе с антиримской войной параллельно вели борьбу социальную, обвиняя зажиточных иудеев и даже служителей Храма в продажности и стремлении к компромиссам с врагами.

Свое отношение к новой ситуации пришлось проявить и традиционным иудейским религиозно-политическим течениям - фарисеям, саддукеям и ессеям. Фарисеи, верившие в воскрешение из мертвых, пришествие Мессии, бессмертие души и возможность интерпретации Письменного Закона, после окончательного подчинения Иудеи Римской империей разделились на умеренных и непримиримых к чуждым влияниям.

Саддукеи, сила и влияние которых проистекали из их принадлежности к священническому роду левитов, видели свое предназначение в поддержании Иерусалимского Храма и сохранении вековых традиций Торы. В основной своей массе саддукеи занимали соглашательскую позицию по отношению к Риму. Ессеи, предпочитавшие жить в уединении и верившие, как и фарисеи, в пришествие Мессии, воскрешение души, относились крайне враждебно к римским завоевателям.

Ряды зелотов пополнялись представителями всех трех течений. Сикарии объединяли преимущественно маргинальные слои иудейского общества. Серьезные политические потрясения в Иудее в годы правления римских прокураторов дали толчок развитию идей первоначального христианства. 1.2. ТалмудПоражение иудеев в войне 66-73 гг. н.э а также подавление антиримских выступлений еврейского населения в странах Восточного Средиземноморья в 115-117 гг. и восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев из Палестины и расширение географической зоны их расселения.

Важным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое сословие утрачивает господствующее положение, и руководство еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы и Устной традиции -хахамам.

Во влиятельной вавилонской общине наиболее авторитетных толкователей Письменного и Устного Закона называли раввинами от ивритского рав - великий. Очень скоро в Европе и ряде стран Востока раввины стали активно способствовать формированию разветвленного иерархического института руководства еврейскими общинами -раввината. В конце II-начале III вв. н.э. самым авторитетным раввином Палестины Иегудой га-Наси вторая половина II-начало III в. на основе многочисленных комментариев таннаев законоучителей к Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название Мишна Повторение. В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха Закон и Аггада Предание - собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Устной традиции.

В IV-V вв. аммораи толкователи добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот труд был назван Гемара Завершение. Гемара вместе с Мишной составили Талмуд Учение. Различают Талмуд иерусалимский, составленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диаспоре Вавилона.

Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по причине их архаичности например, закон о жертвоприношениях или закон о левиратном браке, либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами тех стран, где жили евреи. Начиная со Средних веков и вплоть до наших дней, большинство верующих евреев соблюдают те разделы талмудического права, которые регламентируют религиозную, семейную и гражданскую жизнь.

Интенсивное распространение галахических положений происходило с 650 по 1040 гг. и было связано с активной деятельностью гаонов так называли глав самых влиятельных школ талмудического права Суры и Пумбедиты в Вавилонии. Благодаря их усилиям вавилонский Талмуд приобрел преобладающее значение в еврейских общинах Европы, Азии и Северной Африки.

Постановления вавилонских гаонов такканот, касавшиеся вопросов гражданского и уголовного права, проведения судебной процедуры, организации религиозной жизни общин, считались до середины XI в. обязательными для исполнения. Раввинистическая эпоха, наступившая после 1040 г. и длящаяся поныне, делится на период ришоним включает всех известных комментаторов Талмуда до 2-й половины XVI в. и ахароним от появления кодекса Шульхан Арух, представляющего собой практическое пособие по Галахе, составленное в середине XVI в. цфатским раввином И. Каро, и до настоящего времени. Безусловно, теоретическая и практическая деятельность раввинов способствовала национальному сплочению евреев, сохранению их древних традиций и развитию духовного творчества.

Вместе с тем очевидно, что радикально менявшиеся с конца Средневековья условия жизни, углубление политических, социально-экономических, культурных и других несоответствий между рассеянными по всему миру еврейскими общинами, появление и распространение новых универсальных общественных взглядов - все эти факторы свидетельствуют, что на последнем этапе раввинистической эпохи ортодоксального образа жизни придерживается лишь небольшая часть еврейского населения.

Подавляющее большинство евреев, проживающих в различных странах мира, соблюдают только те положения Торы и Талмуда, которые касаются праздников Моэд и наиболее распространенных в еврейской среде предписаний и запретов Мицвот. Самые значительные из них шаббат суббота - время отдыха и запрета на любую деятельность рош-га-шана - еврейский Новый год йом-киппур день всепрощения -суточный пост, символизирующий покаяние в грехах лесах пасха - праздник, знаменующий начало весны и исход народа Израиля из египетского рабства швуот и суккот -праздники, посвященные сбору урожая, предусматривающие комплекс обрядов, символизирующих религиозное и национальное единство евреев симхат Тора радость Торы - празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге тиша бе-Ав - пост скорби и траура в память о разрушении Первого и Второго Храмов в Иерусалиме Ханукка - праздник зажигания свечей в честь освобождения Иерусалимского Храма в годы восстания Маккавеев Пурим - праздник спасения народа Израиля от полного уничтожения во время вавилонского пленения.

Многие евреи соблюдают обряды инициации-обрезание мальчиков на восьмой день после рождения, церемонии бармицва и батмицва, знаменующие вступление в совершеннолетие соответственно мальчиков и девочек, а также многочисленные обряды, освящающие супружество, смерть и траур по усопшему.

Все же другие многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, посты, пищевые запреты и разрешения кашрут и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями. 1.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Споры философов. Иудеи и христиане

Это была эпоха религиозно-политического возбуждения, обострения надежд и ожиданий, связанных с национальной судьбой Израиля, с библейскими… Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю - вопрос, с… И вот, в приведении к Мессии своих братьев по крови они видели свою первую, можно сказать, самоочевидную цель, ибо Он…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История появления и развития иудаизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления
Основные направления. Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления 1 традиционалистское, отвергающее институт раввината, а зачастую сам Талмуд и прочие комментар

Академическая философия
Академическая философия. В конце XVIII - начале XIX в. формируется направление в православной философии, получившее название академической философии. Ее общие принципы разрабатывались профессорами

Метафизика всеединства
Метафизика всеединства. Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В. С. Соловьевым 1853 -1900 в работах Критика отвлеченных начал , Чтения

Современные философско-религиозные споры
Современные философско-религиозные споры. Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине XIX в особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от

Особенности католической философии
Особенности католической философии. Неотомизм Неотомизм лат. нео - новый и thomismus - учение Фомы Аквинского - влиятельное течение в философии католицизма. После периода расцвета в XIII - X

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги