Философия в античном мире

Философия в античном мире ПЛАН Введение 1. Возникновение и первоначальное развитие материализма в Древней Греции. Милетская школа. Фалес. Анаксимандр.Анаксимен 2. Развитие материализма в учении Гераклита 3. Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами 4. Философы-естествоиспытатели. Левкип и Демокрит 14 5. Древнегреческая софистика 6. Сократ и Платон. Объективный идеализм 7. Аристотель. Завершение развития древнегреческой философии 8. Материалистическая линия Эпикура 33 Заключение 44 Список используемой литературы 46 Введение Античная философия представляет собой весьма широкий спектр учений, которые в лице их создателей и последователей долгое время тревожили и возбуждают по сей день умы многочисленных почитателей мудрости. Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции.

Древнейший период индийской философии можно охарактеризовать как попытку философского осмысления культовых текстов - вед. Истолковывая сакральные термины и действия, мыслители этого периода выработали философские понятия риты безличный универсальный миропорядок, тапаса всеобщее психоэнергетическое начало, пуруши духовная сущность и одновременно антропоморфный образ общества и вач идея божественной речи. В начале 1-го тысячелетия до н.э. в среде жрецов-брахманов складываются школы систематического комментирования вед, в ходе которого обособились следующие философские проблемы природа бытия которое мыслилось как единая духовная сущность, пронизывающая Вселенную природа истины и возможность познания истинность как отождествление индивидуального сознающего начала со всеобщей духовной сущностью этическое поведение организация последовательности действий по поддержанию мирового, социального и душевного порядка, соответствующего религиозному рангу, социальному статусу, полу и возрасту индивида сущность свободы и возможность освобождения с помощью особых усилий йоги, отшельничества, аскетизма, культивирования сокровенного знания, плодом которых должно было явиться исчезновение уз материального, профанического существования философия языка древнеиндийские мыслители считали, что вещи возникают вследствие их называния творцом мира либо же понятия вещей оказываются возможными благодаря их именованию. Эта проблематика образовала основу идеологии брахманизма, которая в дальнейшем передавалась в виде устных текстов на санскрите Брахман, Араньяк и Упанишад.

В Китае философия возникла в 6-3 в. в. до н.э когда сформировались основные школы, оказавшие определяющее влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Китае конфуцианство, моизм, легизм и даосизм. Для этих школ характерно выдвижение на первый план проблем управления обществом и государством.

Поэтому древнекитайская философия носила ярко выраженный этико-политический характер, вопросы гносеологии и онтологии занимали в ней весьма скромное место.

Ранняя политизация философии была вызвана коренной перестройкой социальной и государственной структуры страны, повышенным интересом правящих кругов к улучшению системы управления.

Уже при зарождении философских школ ощущалась тенденция к огосударствлению философии, что выражалось в активном привлечении философов на административную службу, создании в Цзыся царство Ци философской академии.

Становление китайской философии прошло в оживленных дискуссиях различных школ о принципах управления страной и о взаимоотношениях между правителем, сановниками и народом.

В Древней Греции ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит его идеи затем развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму.

Родоначальником объективного идеализма стал Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Обратим теперь свой взгляд в глубины древности и посмотрим, какой была философская наука тогда, во времена античности.

Философия Древней Греции. 1. Возникновение и первоначальное развитие материализма в Древней Греции. Милетская школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен Греческая философия возникла в 7 - 6 вв. до н.э в период развития и укрепления рабовладельческого строя, когда общество разделилось на рабовладельцев и рабов, богатых и бедных, полноправных и бесправных, классовая борьба между которыми становилась все более острой. Наряду с этим внутри свободного населения усиливалось имущественное неравенство и стали нарастать социальные конфликты.

Рабовладельческое общество возникло в Древней Греции в виде множества более 150 самостоятельных полисов городов-государств. Потребности ремесленного производства, сельского хозяйства и мореплавания, государственные и военные нужды послужили толчком к возникновению и развитию у древних греков астрономических, метеорологических, механических и других естественно-научных знаний, вместе с философскими и политическими представлениями они составляли одну нерасчлененную науку.

Древнегреческие материалисты опирались на научные знания, накопленные восточными народами. Что касается религиозных учений Древнего Востока, то они послужили одним из идейных источников для формирования древнегреческого идеализма. Разнообразию и богатству философских школ и направлений, быстрому развитию философской мысли способствовали торговые и культурные связи с народами Древнего Востока, напряженная политическая борьба в греческих полисах, широкое вовлечение свободного населения в общественную и политическую жизнь рабовладельческой демократии.

Формирование рабовладельческого строя, возникновение городов-государств, развитие ремесел и торговли в 7 - 6 вв. до н.э. наиболее интенсивно происходили не в материковой части Греции, а на побережье Малой Азии, в Ионии, лежащей на путях торговли между народами Востока и Запада. Главными торговыми и культурными центрами в Ионии были города-государства Фокея, Милет и Эфес, социально-политическая жизнь которых отличалась острой классовой борьбой.

Милет и Эфес явились основными центрами возникновения и первоначального развития древнегреческого материализма. Милетские материалисты - Фалес Фалес Thales около 625-547 до н.э древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из Милета. По преданию, путешествовал по странам Востока, учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой основе первостихии или первоначалу, которой считал влажную природу, воду все возникает из воды и в нее превращается.

Для Фалеса характерен гилозоизм мир одушевлен и полон богов вслед за Гомером мыслил душу в виде тонкого эфирного вещества Анаксимандр Анаксимандр Anaximandros около 610 - 546 до н.э Ученик Фалеса, автор недошедшего до нас сочинения О природе. Впервые ввел в философию понятие архэ, лежащего в основе всех вещей первоначала, которым является апейрон - единая, вечная, неопределенная, т.е. бескачественная, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая противоположности светлого и темного, теплого и холодного.

Анаксимандр учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров, считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и положил начало теории небесных сфер Анаксимен Анаксимен Anaximenes около 585 - около 525 до н.э ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, путем сгущения или разрежения которого возникают все вещи. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах положили начало древнегреческой нерасчлененной науке. В борьбе против мифических фантазий и теологических и идеалистических бредней милетские материалисты стремились объяснить явления природы, исходя из единого материалистического первоначала.

Это начало понималось ими еще весьма примитивно, они называли его то водой Фалес, то апейроном - неопределенной и беспредельной материей Анаксимандр то воздухом Анаксимен см. сноски на стр.3 . Учение Фалеса о воде как о начале вещей своими корнями уходило в аналогичные более древние представления греков, а также египтян и других народов Востока.

Философские представления милетских материалистов составляли одно целое с их естественно-научными представлениями. Фалес занимался вопросами математики, астрономии, метеорологии, физики. Анаксимандру принадлежит древнейшая из известных в истории греческой науки догадка о многочисленности миров, об их происхождении и гибели.

Все космические изменения, по учению милетской школы, объясняются вечным движением материи, боги, указывал Анаксимандр, не принимают никакого участия ни в возникновении, ни в развитии, ни в уничтожении бесчисленных миров бесконечной Вселенной. 2.

Развитие материализма в учении Гераклита

смерти неизвестен, древнегреческий философ-материалист, в наивной форм... В то же время Гераклит враждебно относился к народным массам и противо... Изменения огня, по мысли Гераклита, лежат в основе всеобщего круговоро... Так, к примеру, у Гераклита едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и... Глаза и уши для него - наилучшие свидетели, причем глаза - более точны...

Пифагорейская и элейская школы идеализма и их противостояние с материалистами

По свидетельству Диогена Лаэртского Ксенофан утверждал, что существо б... развитие полисов рабовладельческой Греции достигло вершины своего исто... Древнегреческая наука вступила в новую, более высокую фазу своего разв... Возникновение и уничтожение бесчисленных миров, образующих Вселенную, ... до н.

Древнегреческая софистика

В это же время развитие рабовладельческой демократии привело к возникн... Например, в математических софизмах делением на нуль можно доказать, ч... Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и ... Подлунный мир, т.е. К ней он относил и мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения пот...

Материалистическая линия Эпикура

Стоики впервые ввели термин логика, которую они понимали как науку о с... Вторая - ум, представленная у Платона лишь в виде отдельных намёков, р... Эта римская школа неоплатонизма отличалась спекулятивно-теоретическим ... н. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в р...

Список используемой литературы

Список используемой литературы 1. Томсон Дж Исследования по истории древнегреческого общества, пер. с англ т.2 - Первые философы, М 1959, с.145 - 154 2. Маковельский А.О Досократики, ч.1, Казань, 1914 с.9 - 24, 147 - 180 ч.3, Казань, 1919 3. Лосев А.Ф История античной эстетики. М 1963, с.263 - 315, 339 - 343, 345 - 390, 428 - 500 4. Михайлова Э.Н Чанышев А.Н Ионийская философия, М 1966, с.25 - 50 5. Кессиди Ф.Х Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского, М 1963 6. Лурье С.Я Демокрит, М 1970 7. Ахманов А.С Логическое учение Аристотеля, М 1960 8. Лосев А.Ф История античной эстетики.

Софисты. Сократ. Платон. М 1969 9. Зубов В.П Аристотель, М 1963 10. Лосев А.Ф История эстетики, т.1, М 1962, с.137 - 147 11. Лосев А.Ф Философская проза неоплатонизма, в книге История греческой литературы, т.3, М 1960, с.379 - 398 12. Гладкий В.Д Древний мир. Энциклопедический словарь в 2 т. Донецк, МП Отечество , 1996.